Методики раннего развития детей.

Что представляет собой раннее развитие?

Методики раннего развития детей.

Модный нынче термин «раннее развитие» входит в жизнь родителей маленьких детей все прочнее: с экранов телевизоров слышны споры ученых мужей в области педагогики о «плюсах» и «минусах» различных методик, на форумах ведется бурное обсуждение необходимости раннего развития и оптимального возраста малыша для таких занятий.

Сами же малыши и не подразумевают о том, сколько мыслей рождается в голове их родителей, когда они выбирают подходящую методику развития. Попробуем и мы разобраться в существующих методиках, при этом ограничимся только теми, которые «на слуху».

В педагогике как науке нет какого-то одного, научного, определения такому понятию, как «раннее развитие детей», потому что каждый педагог, психолог и педиатр трактуют это явление по-своему.

В широком смысле под ранним развитием подразумеваются специальные методики, которые направлены на опережающее развитие способностей ребенка.

А вот под способностями каждый специалист как раз и видит какие-то определенные, «свои», способности: физические, интеллектуальные, эмоциональные.

В мировой педагогике существует множество методик раннего развития.

В настоящее время самыми популярными в нашей стране, как и во всем мире, являются методики раннего развития, авторство которых «запатентовано» и вынесено в название, например, методики Зайцева, Монтессори, Домана, Лупан, Никитиных.

Остановимся подробнее на каждой.

Методики раннего развития детей.

Метод Зайцева

Известный в Санкт-Петербурге педагог-новатор Николай Александрович Зайцев предложил новый принцип обучения детей счету, чтению, иностранным языкам.

Самое известное пособие Зайцева – его кубики, которые позволяют ребенку освоить чтение легко и быстро. Отличие от традиционной методики заключается в том, что на кубике Зайцева представлены не буквы, а склады – пары звуков (из согласной с гласной букв или из согласной с твердым или мягким знаком, так же на грани кубика может быть написана всего одна буква для вариантов слога).

Такое «складное» обучение основывается на мысли педагога о том, что ребенок, осваивающий родную речь, не говорит отдельными звуками, а всегда пользуется именно слогами, или «складами».

Зайцев рекомендует отказаться от традиционной методики овладения чтением, потому что классическая технология негативно отражается на психомоторном развитии и здоровье ребенка (соотнести звук с буквой или слогом получается не у всех деток, а вот «склад» со слогом – легко).

Кубики, созданные по авторской методике, несут только радость познания, азарт успеха, потому что основной принцип обучения – игра как ведущая деятельность дошкольника. Играть в кубики Зайцева дети могут и поодиночке, и группами.

Кубики различны по цвету, размеру и звону – так педагог помогает маленьким ученикам почувствовать разницу между гласными и согласными звуками, отличать звонкие от глухих, мягкие от твердых согласных.

Методики раннего развития детей.

Эта методика рассчитана на дошкольников 3-4 лет, однако, ее можно с успехом применять и в начальной школе, когда игра как ведущая форма деятельности еще не утратила своей актуальности, а возможность организации дифференцированного подхода позволяет добиться хороших результатов во всех группах: в «сильных», «средних» и «слабых».

Система Монтессори

Методики раннего развития детей.

Итальянский педагог, ученый и мыслитель, Мария Монтессори разработала свою систему в конце 19-го века, а в 1988 году ЮНЕСКО признало ее одним из самых успешных педагогов, которые определили способ педагогического мышления в 20-м веке.

В основе воспитания по системе Монтессори лежит принцип «помоги мне сделать самому», который заключается в том, что ребенок должен научиться всему сам, а задача взрослого – обеспечить для этого комфортные условия, при этом индивидуальность ребенка и его самоценность ставятся во главу угла.

Для обучения, по мнению Монтессори, важной становится не внешняя мотивация, а внутренняя, когда ребенок сам стремится узнать новое и испытывает естественную радость от этого узнавания.

Для этого педагог считает целесообразным создание специально подготовленной дидактической среды, поэтому для занятий используются специальные «учебные» комнаты, которые разделены на несколько зон.

Каждая зона предназначена для определенных целей: так, практическая, или зона реальной жизни, предназначена для обучения бытовым навыкам (застегиванию пуговиц или завязыванию шнурков).

Зона сенсорного развития предполагает знакомство ребенка со свойствами предметов, их размерами, формой, цветом, материалом, плотностью и т.д.

Зона двигательной активности развивает координацию движений.

Методики раннего развития детей.

Так же могут быть добавлены дополнительные зоны: зона музыки, танцев, искусства, математическая, языковая, географическая.

Особенности зон заключаются не только в направленности обучения, но и самостоятельности маленького ученика, ведь ребенок может выбирать не только саму зону обучения, но и набор дидактического материала.

Задача взрослого – один раз показать, как им пользоваться.

При этом ребенок может свободно перемещаться по классу – система Монтессори учит взаимодействию в детском коллективе, уважению интересов других детей.

рассказать друзьям и получить подарок
Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной