Дислалия.

Логопедические проблемы у детей.

Дислалия

Дислалия – это самая распространенная проблема речи у детей. Выражается она в отсутствии, искажении, пропуске, замене некоторых звуков при их произношении.

И это при том, что у ребенка хороший слух, словарный запас, четкая, не смазанная и грамматически правильная речь. Обычно это нарушение поддается коррекции без особых трудностей даже в домашних условиях.

Примеры дислалии: Замена – это «вошка» вместо «ложка». Искажение – звук (фонема) есть, но звучит не правильно.

Например, межзубное произношение Ш или С. Получается что-то похожее на СЯ или ЩА.

Пропуск – «мооко» вместо «молоко». Отсутствие – «акета» вместо «ракета».

Сюда же можно отнести смягчение, озвончение и оглушение звуков. Как правило, говоря о дислалии, речь идет о так называемых сложных для произношения звуках – свистящих, шипящих, соноров и йотированных.

Все эти группы не являются врожденными и могут формироваться в течение первых пяти-шести лет жизни ребенка.

Здесь главное знать возрастные нормы звукопроизношения. Это поможет избежать ненужных волнений или, напротив, вовремя обратить внимание на нарушение.

Сразу отметим, что нарушению подвержены все звуки. Даже гласные. Хотя, казалось бы, что тут-то сложного – открывай рот и всё. Но бывает и такое.

Итак, сложные в произношении звуки. В чем заключается сложность?

В особом артикуляционном укладе при их произношении. Неправильный артикуляционный уклад может сформироваться по нескольким причинам.

Во-первых, нарушение строения самого аппарата. В норме при закрытом рте, верхние зубы должны чуть-чуть находить на нижние. И между ними не должно быть расстояния.

Но часто, особенно в последнее время встречаются детки с прогнотией.

Нормы появления неврожденных звуков

Дислалия

Свистящие – с, сь, з, зь, ц – имеют право появиться к трем годам. Отсутствие в речи этих звуков до трех летнего возраста не считается дефектом.

Как показывает практика, многое зависит от того, во сколько ребенок начал говорить первые слова. К ним относятся: «мама», «папа», «дай», «на» и так далее.

Если он заговорил вовремя, то общепринятые временные нормы выдерживаются. А если он заговорил позже, то все нормы сдвигаются.

Поэтому все возрастные параметры очень условны.

Шипящие – ш, ж, щ, ч – появляются к четырем годам. В это время ребенок начинает дефиринцировать свистящие и шипящие звуки.

Этот процесс может затянуться на неопределенное время. Но если к пяти годам он не в состоянии различать эти группы звуков, то надо заняться коррекцией речи.

Для тех, кто не знает. Звуки ц, щ, ч являются дифтонгами и состоят из двух – т и с или т и ш.

Поэтому сначала должны появиться «основные» звуки. А потом на их базе дифтонги.

Но бывает и наоборот. Дети очень непредсказуемы.

Соноры –  р, рь, л, ль, й – появляются позже всех. К пяти годам.

Раньше считалось, что эти звуки должны появляться до школы. А в школу мы шли в семь лет. Теперь темп жизни изменился, и в угоду ему поменялись временные нормы. Но они не всегда срабатывают. Все-таки природу не обманешь.

Второе по распространенности нарушение речи – это дизартрия. Хотя сейчас она выходит на первое место. Дизартрия – это нарушение в коре или подкорке головного мозга, при котором нервные импульсы не доходят до конечной точки – речевого аппарата.

Яркое проявление дизартрии – это вечно открытый рот и слюни нескончаемые. Различают несколько видов дизартрий, все они требуют профессионального лечения и коррекции.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение речевой сферы: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика, грамматика при нормальном слухе и интеллекте.

Задержка речевого развития (ЗРР) – ставят, как правило, детям до трех лет. Означает это отставание в развитии речи по непонятным причинам. Есть детки, которым в принципе не надо говорить. Есть те, которым не хватает общения.

А есть такие, у которых может проявиться серьезное нарушение речи, но выявить его можно только в более старшем возрасте.

Например, алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей 3-5 лет при хорошем слухе. Причина – недоразвитие или поражение речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Существуют два основных вида алалий – моторная и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает, что ему говорят, но не может воспроизвести речь. При сенсорной – нарушение восприятия и понимания чужой речи. У таких деток наблюдается эхолалия – автоматическое повторение чужих слов. Например, на вопрос он повторяет заданный вопрос. Афазия – это утеря сформированной речи. После инсульта так часто бывает.

Дисграфия – это нарушение письма. Оно может проявиться уже в дошкольном возрасте и выражаться в чем угодно – пропуск букв, перестановка слогов, замена звонких на глухие и наоборот, неправильное написание сходных букв (например: иш, мл).

Дислалия

Дисграфия на пустом месте не появляется. Как правило, это проявление не выявленной или не до конца отработанной дислалии. Лечить дисграфию гораздо сложнее, чем дислалию.

Есть еще и органические нарушения. Не зря же эта проблема считается болезнью. Рядом с дисграфией, но не всегда, идет дислекция – нарушение чтения. При этом нарушении ребенок не способен воспринять написанное или его части (буквы, слоги).

Это серьезное нарушение органического происхождения, то есть причина в голове. К этой компании присоединяется и  аграмматизм – не умение запоминать правила.

Ребенок либо пишет правильно, либо неправильно. Ему бесполезно объяснять, что жи-ши пиши через И. Если он выучит слово, к примеру, «машина», то будет его писать правильно. Все остальные как слышит.

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной