Изучаем алфавит

изучаем алфавит

С самого раннего детства малыши открывают для себя понятие системности. Колесо – составная часть машинки, руки и ноги – части тела куклы, а из отдельных кубиков можно построить целую башню. Научившись на конкретных примерах, дети постепенно переходят к более абстрактным вещам, в том числе и к алфавиту.

Ведь буквы – это своеобразный код, знание букв помогает выстроить их в слова, а слова – в предложения и текст. Алфавит открывает перед ребенком удивительный мир чтения, а значит, и знаний. Познание окружающего мира кроме ранее известных способов – визуального и аудиального дополнится еще одним, который станет впоследствии ведущим.

Что лучше?

Основной принцип обучения грамматике достаточно прост: буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим. Однако перед многими родителями встают вопросы: как научить своих чад устанавливать связь между звуком и буквой? как научить их складывать буквы в слова?

Ответы на них ищут везде: в советах старшего поколения, в развивающих центрах, на различных интернет форумах. Но, как известно, практически у любого метода есть свой создатель. С самыми популярными из них мы вас и познакомим.

Метод Марии Монтессори

Изучаем алфавит

Этот метод придерживается принципа естественности во всем, в том числе и в обучении грамоте. Пособия итальянского педагога направлены на развитие мелкой моторики, вырабатывают концентрацию внимания и наблюдательность.Такой познавательный опыт прекрасно подготавливает малыша к изучению алфавита.

Монтессори предлагает начинать знакомство не с простыми «печатными» буквами, а с «шершавыми». Сделать их несложно: нужно вырезать буквы из наждачной или бархатной бумаги и наклеить их на картонные таблички. При этом фон для согласных букв должен быть голубым, для гласных розовым.

Когда буквы будут уже хорошо знакомы малышу, попробуйте вместе рисовать их в воздухе! Так веселая и непринужденная игра закрепит полученные знания – ребенку нужно будет вспомнить «очертания» нужной буквы.

Также хорошим помощником в обучении детей постарше будет домино из слов, где первая и последняя буквы выделены красным цветом. В нее могут поиграть и дети 2–3 лет: достаточно найти «такую же» букву и поставить рядом.

Преимущество метода Монтессори

Ребенок в естественном процессе игры и исследования получает представление о законах письма. Буквы изначально воспринимаются визуально и тактильно.

Метод Сесиль Лупан

Изучаем алфавит

Автор знаменитой книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан советует: нужно прежде всего знакомить ребенка с тем, что он позже научится понимать. Ведь годовалый ребенок может правильно указать на нарисованный ананас в книжке, не видя его вживую и не пробуя на вкус.

С буквами и словами, по мнению Лупан, дети должны знакомиться интуитивно, а уже потом – осознанно. Не делая тайны из графических символов, они станут такими же привычными для малышей, как и предметы быта, животные на картинках и в жизни.

Сейчас обзавестись такими «материальными» буквами не проблема. В магазинах игрушек есть и пластмассовые, и магнитные буквы. А мамы-рукодельницы могут сами сотворить их из фетра, плотного картона и других подручных и безопасных для ребенка материалов.

Также Сесиль Лупан предлагает самый простой и увлекательный метод запоминания букв – песню. Только состоять она будет не из слов, а из букв.

Педагог В.Я. Мирошниченко наложил русский алфавит на всем знакомую песенку «В лесу родилась елочка». Исключение составляют буквы «ё», «й», «ъ», «ы», «ь». Попробуйте сами, и в скором времени вы заметите, с каким вниманием ваше чадо будет слушать вас, а впоследствии и повторять: «В лесу родилась елочка (А Б В Г Д Е Ж З), в лесу она росла (И К Л М Н О)».

Преимущество метода Сесиль Лупан

Ребенок получает знания интуитивно, в ежедневном обиходе и в процессе пения.

Метод Зайцева Н.А.

Изучаем алфавит

Зайцев занимает 2-е место в рейтинге педагогов-новаторов XX века. Кубики по его системе способствуют развитию речи и учат читать почти одновременно.

Основной принцип метода Зайцева можно сформулировать так: элементарной частицей речи является склад, а не буква. Ребенок не всегда может соединить отдельные буквы в слова, тем более что названия букв (пэ, рэ, эс, эф) одни, тогда как звуки могут быть другими, и вариантов их по глухости-звонкости, твердости-мягкости – несколько ([п] и [п`], [с] и [c`]). Зайцев считает склад более удобной формой, нежели слог.

У многих детей возникают трудности с вычленением слога из слов и составлением их, тогда как склад не особо подчиняется законам открытости или закрытости, а является простой и читаемой частью слова.

Другая особенность кубиков Н.А. Зайцева – их наполнение. Важными отличительными критериями тут служат объем (большие, маленькие), цвет (деревянные, золотые, белые), вес (заполняются деревянными брусочками, колокольчиками и прочим).

Такое «содержание» напрямую связано со звучанием букв: есть глухие и звонкие, и кубики в прямом смысле этого слова показывают нужные звуки. Так процесс усвоения начальной грамоты становится быстрым, непроизвольным, хорошо закрепляется в памяти.

Преимущество метода Зайцева

Ребенок учится говорить и читать одновременно. Наполнители кубиков помогают соотнести видимую форму склада (несколько букв) и содержание, звуковой фон (наполнители кубиков). Методика Зайцева помогает в развитии детям с диагнозами ЗПР, аутизм, а также слабовидящим и глухим.

Метод Олеси Жуковой

Изучаем алфавит

Современная мама, находясь в поисках самого лучшего варианта развития для своего ребенка, сформировала собственную методику. Согласно ей изучение алфавита должно строиться таким образом: от самой частотной буквы к менее частотной. Саму частоту определяет каждая мама – какой звук ваш ребенок произносит чаще всего?

И у многих малышей эти звуки совпадают, ведь их произнесение зависит от формирования артикуляционного аппарата, которое происходит постепенно. Жукова утверждает: практически все дети сначала произносят [м], [п], [б], [д], собственно, они и входят в состав первых слов – «мама», «папа», «баба», «дай».

Каждая буква должна быть знакома ребенку через ее звук, а не наоборот. После освоения простых букв можно переходить к сложным – ш, ж, щ, ц, р, л. Однако следует учитывать особенности родного языка.

Преимущество метода Жуковой

Ребенок знакомится с буквами при условии, что произносит звуки, их означающие. Метод от простых звуков к сложным учитывает физиологический аспект развития речевого аппарата.

Все средства хороши

Если вы еще не выбрали для себя определенную методику, то пробуйте традиционные способы. И, конечно же, творческие.

Буквы можно не только рисовать на листе бумаги и мелком на асфальте. Их можно лепить из пластилина, делать в виде аппликации, составлять из спичек и палочек на земле. Малыши с большим энтузиазмом воспринимают подобные игровые задания. А детям постарше будут интересны раскраски с буквами – их можно как купить, так и найти в Интернете. Применяйте и современные технологии в обучении алфавиту.

В разумных количествах принесут пользу обучающие мультфильмы и презентации на каждую букву алфавита, например красочные серии тетушки Совы.

Д. Маратова

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной