Я сам!

Одни дети уже в два года освоили навыки самообслуживания, а других приходится кормить с ложечки чуть ли не до школы.

Как научить малыша есть, укладываться спать и одеваться самостоятельно?

я сам

В рассказе Юрия Сотникова „Как я был самостоятельным" описана очень характерная ситуация: мальчик старшего дошкольного возраста впервые в жизни на несколько часов остается дома один.

За это время он успевает испортить любимую игрушку, запачкать всю квартиру клеем и даже привести в дом живого козла! А всего-то и нужно было, что подмести пол да разогреть обед.

Чтобы в будущем не жаловаться на неприспособленность и неумелость своих детей, лучше приучать их к самостоятельности с младых ногтей, не упуская того прекрасного момента, когда кроха стремится во всем вам подражать.

Какие родители не тают от счастья, когда их карапуз, вчера умевший только ползать и сосать грудь, сегодня уже самостоятельно кушает, старательно орудуя ложкой, чистит зубки, завязывает шнурки и одевается...

Еда — это праздник!

я сам

Первое самостоятельное дело, которое с удовольствием осваивают крохи, — еда.

Причем лучше приступать к обучению пораньше, где-то в конце первого полугодия жизни. Иначе на втором и тем более третьем году, в пик упрямства, ребенок наотрез откажется учиться кушать самостоятельно.

Главный совет — не запрещайте малышам экспериментировать с пюре, соками и кашами. Пусть обед превратится из обязательной повинности в увлекательную игру.

В такой праздничной обстановке обучение пойдет как по маслу. Купите ребенку симпатичный фартучек и небьющуюся тарелочку, поставьте детский стульчик в удобное место (желательно подальше от стен с маркими обоями) и заранее настройтесь на то, что путь к заветной самостоятельности не будет усыпан розами.

Прежде чем перейти к еде, хорошо бы научить ребенка пить не из соски, а из чашечки. Вручите малышу симпатичный поильник с носиком и двумя ручками. Умение крепко держать его в руках развивает моторику и подготавливает кроху к освоению других столовых приборов.

Хорошо, если первая чашечка вашего малыша будет яркой, с выразительным рисунком. Это опять-таки позволит создать нужное, праздничное настроение, которое должно сопровождать каждый прием пищи.

В шесть-восемь месяцев можно попробовать дать ребенку вместо поильника обычную чашку с небольшим количеством воды или сока. И не криминал, если он опрокинет ее на столик. Хорошим манерам будем учиться позже, сейчас важно получить от кормления максимум положительных эмоций.

я сам

В пособиях по уходу за ребенком говорится, что десятимесячный малыш свободно пьет из чашки. Но даже если это не так — не отчаивайтесь. Лиха беда начало! Постепенно он всему научится.

Оптимальный возраст для знакомства с ложкой — полгода. Больше всего ребенку подойдут пластиковые или силиконовые ложки, которые можно грызть. Не ждите от крохи сразу слишком многого. Вполне достаточно, если он для начала научится просто помешивать ложкой пюре в баночке.

И еще стоит терпимо относиться к тому, что малышу обязательно понадобится залезть в тарелку руками: еда представляет собой интереснейший объект исследования! Для развития мелкой моторики идеально подходит вермишель, которую, кстати, любят есть (особенно руками) почти все крохи.

После года можно купить ребенку специальную детскую вилочку. Ему будет интересен сам процесс, как на вилку цепляется еда.
Начните раскладывать еду по тарелочкам с фантазией. Изобразите на овсяной каше смешных человечков, вырежите специальной формочкой звездочки и сердечки из хлеба.

Примерно в это же время дети оценят возможность покормить с ложечки любимую игрушку. Пусть играют в свое удовольствие!

я сам

Полтора-два года — переломный момент. Малыш уже умеет более-менее ловко пользоваться ложкой, и его первоначальный живой интерес к этому предмету несколько притупляется. В таком возрасте родители должны перехватить инициативу и не докармливать постоянно ребенка самим. Иначе он потом еще долго будет приставать к маме с просьбой покормить его.

В идеале к двум годам малыш должен научиться есть самостоятельно. Кстати, двухгодовалые дети уже понимают толк в соревнованиях, так что копуш может подстегнуть фраза: „Смотри, как папа медленно ест, давай-ка его обгоним!"

Вообще, семейная трапеза — лучший способ научиться всему тому, что умеют взрослые.

Но только следите и за собой: избавляйтесь от вредных привычек читать за столом или смотреть телевизор. Дурной пример заразителен.

Некоторые крошки ни за что не хотят самостоятельно есть дома, а в детской компании с удовольствием начинают пить из чашечки и есть ложкой за обе щеки, глядя на других деток.

На горшок — и спать!

я сам

В последнее время у системы доктора Спока, особенно у той ее части, которая предписывает приучать детей к самостоятельному (без укачивания и укладывания в собственную постель) засыпанию с рождения, а к горшку — с полугода, находится много противников. Основные резоны такие: совместный сон приводит к более теплым эмоциональным отношениям в семье и формирует у ребенка чувство защищенности и психологического комфорта.

Раннее приучение к горшку, когда поставленная задача явно сложнее понимания, может спровоцировать развитие комплекса неполноценности. Прежде чем встать на ту или иную точку зрения, родителям необходимо ответить на существенный вопрос: готов ли я действовать в интересах ребенка, отказываясь от собственных привычек?

Малышу действительно намного приятнее спать рядом с вами и гораздо проще писать в подгузники. Но вот согласны ли вы просыпаться среди ночи от резкого пинка в бок маленькой ножкой (большинство детишек очень активно вертятся во сне) и в течение полутора-двух лет закупать в магазинах огромные упаковки подгузников? Если нет, то экспериментов по совместному засыпанию лучше не ставить.

я сам

Пару раз оказавшись в родительской постели, малыши уже ни в какую не хотят возвращаться к себе в кроватку.

Кроха не умеет самостоятельно засыпать? Вооружитесь терпением. В остальном — все индивидуально. И прежде всего продолжительность сна.

К примеру, Аня, мама пятимесячного Максима, была уверена, что без укачивания ее сын ни за что не заснет. Она строго следила за тем, чтобы сын спал именно столько, сколько положено ребенку его возраста. Но однажды к ним пришли гости, и период бодрствования Максима затянулся. Каково же было мамино удивление, когда сын вдруг закрыл глаза и начал похрапывать прямо в кресле-переноске! Оказалось, что рекомендованные педиатрами 16 часов сна для Максима — явный перебор.

Уснуть новорожденному крошке в своей кроватке часто помогают подушка и теплая грелка.

Жесткий матрас, полезный для позвоночника, актуален лишь после полутора месяцев. До этого времени малышей можно укладывать на мягкое одеяльце или подушку, на которых свернуться почти так же удобно, как у мамочки в животике. А грелка, завернутая в полотенце, или грелка в форме мягкой игрушки создаст иллюзию маминой близости.

Чистим зубки!

я сам

Чистить зубки большинству ребятишек не доставляет неприятных эмоций. Они ведь такие обезьянки: рассматривать себя в зеркале при чистке зубов — дело интереснейшее!

Объясните малышу, что чистить зубы надо обязательно. Примерно в год подарите ему первую зубную щетку. Это может быть специальная щеточка с рабочей частью из поролона.

Посадите ребенка на колени, аккуратно почистите ему зубки, стараясь снять с них остатки пищи и налет. Если вы чистите малышу зубки не щеточкой, а ватным тампоном, то не забудьте сначала смочить его кипяченой водой.

Когда ребенку исполнится два года, научите его пользоваться зубной щеткой самостоятельно. Очень важно объяснить малышу, как правильно ухаживать за своими зубами, чтобы это вошло у него в привычку и стало обязательной частью ухода за собой.

Выберите мягкую детскую щеточку с толстой ручкой, например, в форме продолговатой игрушки, которую удобно держать в руке и можно погрызть. На первых порах малыши могут забывать чистить зубы. Контролировать их — ваша забота.

Шнурки и пуговки

я сам

Дети обожают шнурки, пуговки и застежки. Но одно дело — иногда играть с этими занятными предметами и совсем другое — пользоваться ими регулярно.

И тут полезно применить некоторые хитрости. Например, Вера, мама трехгодовалой Маши, разделила весь процесс на пять ступеней: надевание трусов, маечки, колгот, платья, туфель. Затем взяла большой лист бумаги и нарисовала на нем таблицу (сверху — дни недели, сбоку — трусики, маечки и все остальное). Таблицу повесили на дверь детской.

Задание такое: утром, после того как мама положит все предметы гардероба на кровать, Маша должна без помощи взрослых одеться и выставить себе „плюсик" за каждую самостоятельно надетую вещь в соответствующей графе. Можно купить для этих целей красивые цветные наклейки. Собрав, допустим, десять наклеек, малыш получает приз — маленькую игрушку или лакомство.

Полезно практиковаться и на игрушках. Большинство детей сначала учатся одевать в собственные кофты, шапочки, штаны любимого мишку, а уж затем переходят к самообслуживанию.

я сам

Сейчас много развивающих игрушек с пуговками и шнурками, которые вам очень даже пригодятся на этом этапе. И еще: раздеваться гораздо легче, чем одеваться.

Освоив расстегивание молний и липучек, малыш скоро научится и застегивать их. И, конечно, на любом этапе приучения малыша к самостоятельности можно задействовать сильно развитые у детей подражательные способности. „Делай, как я!" — говорит мама, и малыш с удовольствием повторяет ее движения.

И тогда он обязательно превратится к  шести годам в самостоятельную и независимую личность, готовую к обучению в школе.

по материалам журнала "Мой малыш" 03,2006

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной