motorika

Как развивать мелкую моторику у малыша от рождения до года?

Родители могут помочь ребенку научиться:

1. Брать предметы рукой.

  • Когда  кулачки у ребенка разжаты и раскрыта  ладошка, коснитесь мягкой игрушкой или мягкой кисточкой  тыльной стороны ладошки  и слегка погладьте ее.
  • В разжатый кулачок, положите в ладонь малыша свой палец, карандаш или погремушку. Ребенок сожмет кисть и сможет подержать недолго предмет.
  • Если малыш сам не сжал кулачок, сожмите ручку ребенка вместе с погремушкой и подержите некоторое время, затем отпустите. Повторяйте это упражнение несколько раз в течение 3—4 дней, сделайте перерыв на несколько дней,  затем повторите.
  • Вкладывайте в  руки ребенка игрушки изготовленные из различных материалов (деревянные, резиновые, пластмассовые). Так малыш сможет познакомиться с новыми ощущениями.

2. Соединять руки по средней линии, держать предметы, перебирать пальчиками.

  • Поиграйте с малышом  в « Ладушки»:  соединяйте ручки ребенка и похлопайте.
  • Понаблюдайте за малышом,  соединяет ли он ручки самостоятельно.
  • Поиграйте в «Сороку-ворону»: круговыми движениями ведите своим пальцем по ладошке малыша,  приговаривайте стишок «Сорока-ворона кашу варила...»

3. Познакомиться с новыми ощущениями.

  • Уложите малыша на развивающий коврик. он устроен из перекрещенных дуг, на которых на разной высоте  подвесьте игрушки из разных материалов (деревянная катушка, резиновая звезда, пластмассовое кольцо, тряпичный шарик, металлический колокольчик). Малыш будет прикасаться к игрушкам и знакомиться с  новыми ощущениями от предметов разной текстуры.
  • Вкладывайте в ручку малыша игрушки из различных материалов. Если ребенок сам не берет игрушку, можно обхватить его ручку, вложить в нее игрушку и легонько сжать. Затем отпустите ручку малыша и посмотрите, как долго он будет удерживать игрушку.
  • С новыми ощущениями малыша нужно знакомить осторожно. Если малыш отдергивает ручку от нового предмета, не надо настаивать на продолжении. Лучше вернитесь к этому предмету через некоторое время.
  • Всегда говорите ребенку о том,  что он почувствует, прикоснувшись к новым материалам.

4. Хватать и отпускать предметы.

  • Протяните малышу любимую игрушку, прикоснитесь ею к его ладошке и подождите пока он ее возьмет.
  • Если малыш взял и держит игрушку, через небольшое время покажите ему погремушку, попробуйте взять игрушку и вложить в руку погремушку . Повторите 2-3 раза через некоторое время .
  • Когда ребенок держит в руке игрушку, попросите его отдать вам игрушку, если малыш отдаст вам игрушку, похвалите его.

5. Протягивать руки к предметам.

  • Дайте малышу погремушку,  пусть он подержит ее, потрогает. Затем легонько извлеките ее из ручки и положите перед малышом на некотором расстоянии.  Если ребенок протянет ручку к погремушке, похвалите его и дайте погремушку.
  • Если ребенок  тянет  к себе игрушку, укажите на игрушку и говорите: «Ты хочешь эту игрушку?»
  • Можно усложнить задачу. Положите перед малышом две игрушки, поочередно привлекайте внимание ребенка то к одной, то к другой. Спрашивайте, указывая пальцем: «Какую ты хочешь игрушку, эту или эту?». Дайте малышу ту игрушку, в сторону которой он потянет ручку.

6. Брать мелкие предметы двумя пальчиками (пинцетный захват).

  • Родителям  понадобятся мелкие предметы для развития этого навыка. Это может быть мелкое печенье или изюм .
  • Сядьте за стол и посадите малыша себе на колени. Положите на стол две-три изюминки, покажите малышу: « Это изюм!» Затем возьмите изюминку и вложите ее ребенку в рот. Если малыш сам возьмет изюм, похвалите его. Если ребенок не смог удержать изюминку двумя пальчиками, помогите ему это сделать - обхватите его пальчики своей рукой .
  • Посадите ребенка на пол, поставьте перед ним блюдце с тремя—пятью изюминками, привлеките внимание малыша и понаблюдайте, что он будет делать. Если ребенок не будет брать изюм, покажите, как это надо делать вначале сами, а затем сделайте это вместе с малышом, обхватив его руку своей. Повторите несколько раз.

7. Бросать мелкие предметы в банку или коробку.

  • В жестяную банку из-под  чая положите два деревянных кубика или пластмассовых шарика, погремите предметами. Достаньте кубик из банки и демонстративно бросьте обратно, предметы будут издавать громкий звук и тем самым привлекать внимание малыша и побуждать продолжать эту игру.
  • Если ребенок не играет в эту игру, обхватите его ручки и вместе бросьте кубик в банку. Когда малыш научится сам бросать  предметы в банку, похвалите его.
  • В эту игру удобно играть и в ванне, купая ребенка. Положите в ванну резиновые игрушки, покажите малышу, как можно бросать игрушки в воду.

8. Перелистывать книжки с картонными страницами.

  • Рассматривая с ребенком книжки, показывайте на картинки и рассказывайте о том, что там нарисовано. Предложите малышу самому листать страницы. Если у ребенка не получается, помогите ему: обхватите его ручку своей рукой и переверните страницу. Похвалите малыша.
  • Предлагайте малышу не только игрушки, но и книжки с картонными страницами. Ребенок будет рассматривать картинки, листать страницы.

9. Использовать указательный жест.

  • Положите в прозрачную пластиковую бутылку маленькую игрушку и закройте ее. Дайте малышу бутылку, покажите пальцем на игрушку.Малыш попытается достать игрушку и  просунет пальчик в горлышко бутылки. Покажите своим пальцем на игрушку и спросите: «Ты хочешь эту игрушку?» Дайте ребенку игрушку.
  • Возьмите ребенка на руки и поднесите его к шкафчику с игрушками. Показывая пальцем на игрушки, спросите: «Что ты хочешь? Это или это?» Если малыш не показывает, обхватите его пальчик своей рукой и покажите вместе с ним.
рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной