Развитие мелкой моторики.

Как развивать мелкую моторику у малыша от двух до трех лет?

malysh

Ребенку нужно научиться:

1. Строить башню из пяти-шести ку­биков.

Упражнение развивает точность и ко­ординацию движений рук.

Как это делать?

  • Давайте малышу большие устойчивые кубики, лучше деревянные. Если куби­ки цветные, не забывайте называть их цвет.
  • Основное движение, которое должен осво­ить ребенок, — ставить кубики друг на друга. Учите малыша прослеживать движе­ние руки, пока он не установит очередной кубик. Если у малыша возникают трудности, помогайте ему, обхватив его ручку.
  •  Учите малыша строить башню из кубиков, отличающихся по весу и материалу (дере­вянных, пластмассовых, тряпичных).

  2. Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.

Учите малыша следить за направлением движения карандаша или фломастера, когда он прово­дит линию.

Как это делать?

  • Начните с подготовительного упражнения. Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги полоски. На один лист цветного картона наклейте их горизонтально, а на другой — вертикально. Обхватите руку ребенка и ведите его указательным пальцем по полоске наждачной бумаги. Это по­зволит малышу почувствовать направление движения.
  • Положите перед ребенком лист плотной бумаги и фломастер. Покажите ему, как рисовать сначала вертикальные, а затем горизонтальные линии. Пусть малыш попробует повторить рисунок. Если ребенок не справляет­ся, помогите ему: обхватив ручку, направляйте его движения.
  • Закрепляйте этот навык, проводя горизонтальные и вертикальные ли­ний на рисунках малыша.
malysh

3. Держать карандаш или фломастер двумя пальцами.

Малыш должен научиться держать карандаш пальцами, а не всей ладошкой, как раньше.

Как это делать?

  • Ребенок должен научиться держать фло­мастер   правильно — большим, сред­ним и указательным пальцами. Лучше начать с толстого фломастера. Если вы  свяжете  эластичным бинтом указательный и средний пальцы, малыш быстрее научится удержи­вать фломастер правильно.
  • Ребенок с двигательными проблемами иногда не может удержать даже толстый фломастер. В этом случае ему поможет несложное приспособление, ко­торое легко сделать. Проткните фломастером небольшой мячик из пори­стой резины — и «помощник» готов.

4. Ловить мяч.

Ребенок должен научиться прослеживать взглядом движе­ние катящегося мяча и захватывать его.

Как это делать?

  • Посадите малыша на пол, сядьте позади ребенка и обхватите его руки. Попросите кого-нибудь из близких катить мяч по направлению к вам с расстояния 60 сантиметров. Покажите малышу, как нужно захватывать катящийся мяч. Затем предложите ему ловить мяч самостоятельно. Если ребенок справляется, учите его ловить мяч сидя на корточках или стоя.

5. Соединять две-три детали конструктора.

Такие игры развивает мел­кую моторику, помогают малышу изучать пространственные отношения между деталями конструктора, усвоить понятия «верх — низ», «перед — назад».

Как это делать?

  • Для игры лучше использовать крупные детали строительного конструк­тора (кубики, кирпичики и треугольные призмы) или конструктор с крупными деталями и с гнездами (типа «duplos»). Хорошо, если детали конструктора окрашены в основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) — ребенок будет запоминать названия цветов.
  •  Учите малыша строить несложные конструкции из двух-трех деталей — дом, стол, стул, дорожку, заборчик. Обращайте его внимание на про­странственное расположение деталей.
  • Пусть ребенок развивает воображение, конструируя постройки самостоятельно.
malysh

6. Нанизывать на шнурок три-четыре бусины.

Упражнение развивает тонкие движения пальцев рук, совершенствует координацию «глаз—рука».

Как это делать?

  • Сначала учите малыша нанизывать крупные предметы (баранки или сушки) на толстую веревку. Когда малыш освоит этот навык, переходите к следующему этапу обучения.
  • Возьмите толстый шнур с твердым концом (вместо него можно исполь­зовать обыкновенный шнурок для обуви) и крупные деревянные или пластмассовые бусины (диаметром 1 сантиметр). Покажите малышу, как нанизывать бусину, удерживая шнурок за заостренный конец неведущей рукой (чаще левой), а ведущей рукой (чаще правой) продевать бусину на шнур, удерживая ее указательным и большим пальцами. Помогайте ма­лышу, если он не справляется.
  • Предложите малышу сделать бусы для мамы. Используйте бусины раз­ной формы, чередуйте их по цвету.

7. Раскатывать на столе колбаски из пластилина.

Работая с пластили­ном, малыш не только развивает мышечную силу рук, но и получает богатые тактильные ощущения, помогающие ему понять свойства материала. Давайте ребенку мягкий пластилин, не пачкающий руки.

Как это делать?

  • Возьмите пластилини разомните его в своих руках. После этого покажи­те малышу, что можно делать с пластилином:
    • отрывать кусочки от большого бруска;
    • катать небольшие по размеру шарики;
    • делать лепешки из предварительно заготовленных шариков;
    • раскатывать колбаски на столе движением «от себя к себе».
  • После работы с пластилином попросите малыша вытереть руки мягкой тряпкой и вымыть их с мылом.

8. Сгибать бумагу.

Это упражнение вырабатывает умение совершать разновременные движения обеими руками.

Как это делать?

  • Положите перед ребенком плотный лист бумаги. Обхватив руки малыша, покажите ему, как нужно действовать. Одной ру­кой придерживая лист на столе, дру­гой (движением от себя) сложите бу­магу  пополам.   Побудите малыша повторить ваши действия.
  • Когда малыш научится сгибать бума­гу самостоятельно, вы можете пред­ложить ему сделать открытку для кого-то из близких или небольшую книжку, в которую вы наклеите фото­графии самого ребенка.

9. Рвать бумагу.

Малыш совершенствует пинцетный захват (умение брать предметы вытянутыми указа­тельным и большим пальцами руки), координацию движений обеих рук.

Как это делать?

  • Сначала используй бумагу, кото­рая легко рвется, например полос­ки папиросной или тонкой цветной бумаги. Учите малыша рвать бумагу движением в разные стороны, удержи­вая полоски бумаги большими и ука­зательными пальцами.
  • Когда ребенок научится рвать тон­кую бумагу, дайте ему бумагу потол­ще — газетную, ватман или полоски тонкого картона. Рассказывайте малышу о ка­чествах материала.
  • С помощью небольших клочков цветной бумаги можно сделать апплика­цию, наклеив их на лист белой бумаги.

«Как помочь ребенку»

Олеся Жукова  Валентина Балобанова

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной