malysh_i_mama

Как развивать полезные навыки у малыша от рождения до года?

Ребенку нужно научиться:

1. Отвечать на голос мамы (общение), протяги­вая к ней ручки.

 Как это делать?

  • Каждый раз, когда вы находитесь рядом с ребенком, разговаривайте с ним. Затем протяните к малышу руки и спросите, хочет ли он к вам на руки. Подождите не­много и понаблюдайте за ребенком. Малыш может на­чать двигать ножками или ручкам, его дыхание участит­ся — и он протянет к вам руки. Возьмите малыша на руки, приласкайте, погладьте его или скажите на ушко ласковые слова, спойте песенку. Ре­бенок будет ощущать ваше дыхание, ласковый голос и начнет лучше по­казывать свое стремление к общению.
  • Если ребенок никак не показывает, что он хочет к вам на руки, поступите следующим образом. Возьмите малыша за обе ручки, легонько сожмите их и немножко потяните их к себе. Затем возьмите малыша на руки и приласкайте, разговаривая с ним.

 2. Реагировать на прекращение общения. Малыш должен воспринимать внимание со стороны взрослых и уметь выражать свое желание продолжать общаться.

Как это делать?

  • Используйте любую возможность для того, чтобы ребенок дольше нахо­дился рядом с вами. Берите малыша с собой на кухню, когда занимаетесь домашними делами, чтобы он мог вас видеть.
  • Разговаривайте с малышом, подходите к нему, наклоняйтесь в его сторону и ласково гово­рите, меняйте интонацию, спрашивай те, как он себя чувствует. Понаблюдайте за реакцией ма­лыша, если вы долго молчите, отворачиваете от него лицо или выходите из комнаты. Ре­бенок   попытается восстано­вить контакт: он может начать кряхтеть, беспокойно двигать ножками и ручками или хны­кать. Подойдите к малышу, по­говорите с ним и возьмите его на руки.
  • Если ребенок никак не пытает­ся восстановить контакт с вами, покажите, что вы хотите взять его на руки. Потрогайте ручки малыша, вложите в ручку свой палец (ребенок рефлекторно сожмет его) и легонько потяните к себе, затем возьмите ребенка на руки. Делайте это всякий раз, когда под­ходите к ребенку. Скоро он сможет показать вам свое стремление восста­новить контакт: будет более активно лепетать, внимательно смотреть в вашу сторону, тянуть ручки, чтобы вы взяли его на руки и т. п.

malysh10

3. Устанавливать контакт с окружающими. Ребенку нужно научиться взглядами, жестами или звуками выражать свои желания, например чтобы его взяли на руки. Это важно для детей, которые безучастно лежат в кроватке и равнодушны ко всему окружающему.

Как это делать?

  • Возьмите ребенка на руки. Ласково поговорите с ним, поиграйте одну-две минуты и снова положите ребенка в кроватку или посадите в манеж. Не разговаривайте с ним и подождите, когда он начнет волноваться, тре­бовать внимания.
  • Если ребенок никак не реагирует, то через 3—5 минут возьмите его сно­ва на руки и подержите подольше. Поиграйте с ним, затем снова поло­жите в кроватку. Если ребенок начнет волноваться и требовать внима­ния, поддержите его желание и поговорите с ним или возьмите его на руки.

4. Реагировать на запреты. Малыш должен знать: если мама говорит сло­во «нельзя» или показывает запрет жестом, он должен остановиться и не делать что-либо опасное.

Как это делать?

  • Если ребенок направляется к опасному предме­ту (горячей кастрюле, острому ножу, элект рической розетке), строго скажите «Нельзя!» и покажите запрещаю­щий жест. Объясните ребенку, что предмет опасный, горячий или острый. Отведите малыша от опасного предмета и стро­го   повторите: «Нельзя!» Если ребенок снова захочет приблизиться к опасному предмету, скажите опять «Нельзя!»   и легонько хлопните его по руке, покажите запрещающий жест. Можно отвлечь ма­лыша какой-нибудь инте­ресной игрушкой. Не оставляйте ребенка в не­доумении, если он не очень понима­ет ваш запрет. Отведите малыша от опасного предмета, опять скажите «Нельзя» и поиграйте вместе с ним.
  • Используйте строгий запрет «Нельзя» только в тех ситуациях, когда это действительно важно.
  • Хвалите ребенка, если он показывает на опасный предмет. Когда ребе­нок показывает на опасный предмет, например на горячий утюг, и не трогает его, стоит на безопасном расстоянии от утюга и малыша за это хвалят, то можно надеяться, что ребенок не будет прикасаться к горячей поверхности, даже если случайно окажется рядом с горячим предметом.

5. Ориентироваться в «схеме» своего тела. Лучше всего обучать этому ребенка в повседневной жизни: когда вы раздеваете, одеваете или купаете его.

Как это делать?

  •  Поглаживайте малыша и называйте части его тела. Легонько сжимай­те ножку или ручку ребенка и говорите о том, что вы делаете.
  • Проводите по голеньким ножкам малыша мягкой тканью, кусочком меха, резиновым мячиком или другими материалами разной текстуры. Ребенок будет чувствовать прикосновения и воспринимать их. Наденьте на ручку ребенка браслетик с колокольчиком. При любом дви­жении малыша колокольчик будет издавать звуки. Наденьте на ножку малыша полосатый носок и помогите снять его. Под­ведите ноги ребенка к туловищу и, обхватив ручку малыша, попробуйте вместе стянуть носок.
  • Если ребенок не подносит руки ко рту, вложите в его ручку сушку и под­ведите ее ко рту ребенка. Повторите это несколько раз.

 6. Играть с игрушками (манипулировать и извлекать звуки) вместе со взрослым и одному. Некоторые дети не играют с игрушками, если рядом нет взрослого и если он не побуждает малыша играть с игрушкой.

Как это делать?

  • Положите перед малышом игрушку «Центр активности». Детям очень нравятся такие многофункциональные иг­рушки. На некоторое время ос­тавьте ребенка одного с игрушкой. Понаблюдайте, играет он с игрушкой или нет. Покажите ребенку, как можно извлекать звуки из этой игрушки: покрутите валик, посту­чите.
  • Наполните маленькие пластмассо­вые, картонные или металлические баночки или пластиковые буты­лочки крупой или мелкими игруш­ками. Покажите ребенку, как можно извлекать звуки (трясти, стучать, бросать, катать).

malysh14

7. Играть с мамой в прятки. Эта игра учит ребенка прятаться — искать — находить и не бояться, что мама исчезнет.

Как это делать?

  • Сядьте рядом с ребенком, закройте свое лицо руками, платком, шляпой или бумагой, затем выгляните, улыбнитесь ребенку и скажите «ку-ку». Повторите несколько раз, превратив занятие в веселую игру.
  •  Через некоторое время увеличьте расстояние между собой и ребенком и на гла­зах у малыша спрячьтесь, например, за штору. По­дождите немного и по­смотрите, поползет ли к вам ребенок. Если нет, то выгляните из-за шторы и скажите: «Ку-ку, а вот и я!»
  • Попробуйте спрятать малыша под платком, но делайте это осторож­но, ведь маленькие дети бояться и могут заплакать. Быстро снимите с малыша платок и радостно скажите: «Вот ты где! Ку-ку!»

8. Чувствовать новые ощущения в полости рта. Мы, взрослые, можем представить, что будем ощущать, если съедим кислый лимон, выпьем холодную воду, и потому можем отказаться от них. У ребенка нет такого опыта, и он толь­ко осваивает это умение.

Как это делать?

  • Перед кормлением можно осторожно прикоснуться к губам ребенка хо­лодным предметом (ложечкой или небольшим кусочком льда) или шер­шавой соской. Ребенок сожмет губки или откроет ротик. Если малыш не­плотно сжимает губы, сомкните его губы пальцами или осторожно нажмите на верхнюю губу указательным пальцем и прижмите ее к ниж­ней губе.
  • Для тренировки языка малыша положите под него маленький кусочек мармелада или марлевый «кулек», наполненный тертым яблоком. По­наблюдайте за движениями языка и затем осторожно удалите мармелад пальцем.

9. Пить из чашки.

Как это делать?

  • Посадите ребенка на высокий детский стульчик. Дайте малышу потро­гать и подержать маленькую чашку. Затем налейте в чашку немного молока, воды или сока. Поместите край чашки между губами (не между зубами!) и наклоняйте ее, чтобы ребенку было удобно пить.
  • Если ребенок отказывается пить из чашки, по вторите попытку попозже. Дети часто отказы­ваются пить молоко и предпочитают воду, соки. Однако через несколько дней ребенку нужно снова предложить молоко.

malysh

10. Пережевывать пищу. Вводить твердую пищу в рацион малыша нужно постепенно. Начните с тех продуктов, вкус которых ребенок уже знает и любит. Можно дать печенье, банан или ломтик очищенного яблока.

Как это делать?

  • Посадите малыша на детский стульчик или себе на колени. По­кажите ребенку, как вы жуете: специально широко открывайте и закрывайте рот, двигайте челюстью и громко стучите зубами.
  • Кладите кусочки пищи между щекой и зубами или под язык малыша. Это стимулирует движения челюсти.
  • Если ребенок выталкивает языком пищу изо рта, попробуйте положить кусочки пищи ложкой за щеку. Затем положите большой палец под нижнюю губу ребенка и Ж легонько надавите на нее, чтобы малыш сомк­нул губы.

11. Самостоятельно брать паль­цами пищу и подносить ее ко рту.

Как это делать?

  • Посадите малыша на детский стульчик или себе на колени. Дайте ему сухарик или пече­нье. Если ребенок не тянет руку в рот, помогите ему. Возьмите ручку малыша и под­ведите ее ко рту. Если ребенок не разжимает пальцы, легонь­ко разожмите их и вложите ку­сочек печенья ему в ротик. Повторите это через некоторое время, пока ребенок не научится сам подно­сить руку ко рту.
  • Позволяйте малышу брать рукой еду из тарелки. Поставьте на стол перед ребенком тарелку с кашей, макаронами, сухариками или другой пищей, которую можно брать рукой. Можно опустить пальчик ребенка в слад­кий йогурт и подвести руку ко рту, и пусть ребенок слизывает. Когда ма­лыш будет осваивать этот навык, будьте готовы к небольшому беспоряд­ку (испачканные стол, руки и одежда ребенка и т. п.).

 12. Помогать одевать себя.

Как это делать?

  • Одевайте ребенка в разных положениях: ког­да он сидит, лежит или стоит. Превратите одевание в веселую игру. Детям очень не нравится, когда им приходится надевать футболку или платье через голову. Превратите оде­вание через голову в прятки. Делайте это быстро и, когда голова ребенка пройдет через ворот футболки, скажите: «Ку-ку! Вот ты как спрятался!» Одевая рубашку, держите ее на уровне руки малыша. Широко откройте отверстие рукава и попросите ре­бенка просунуть в него руку. Если малыш не делает этого, возьмите его за руку и просуньте ее в рукав. Когда вы одеваете или раздеваете ребен­ка, разговаривайте с ним. Говорите о том, что вы делаете и зачем.
  • Если ребенок еще не сидит устойчиво, посадите его на кресло или диван, чтобы он мог опереться на спинку. В таком положении ма­лыш хорошо видит свое тело и может наблюдать за тем, что мама делает с его ручками и ножками.

"Как помочь ребенку"

Олеся Жукова  Валентина Балобанова

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной