malysh

Развитие речи. Как развивать речь малыша?

Ребенку нужно научиться:

 1. Обращать внимание на голос.

Как это делать?

  • Покажите ребенку погремушку и погремите ею. Когда вы это делаете, говорите с ребенком. Если он ответит на ваш разговор улыбкой или гу­лением, поддержите контакт, погладьте ребенка и улыбнитесь.
  • Каждый раз, когда вы кормите, купаете и одеваете ребенка, разговари­вайте с ним, меняйте интонацию и улыбайтесь. Малыш научится свя­зывать приятные ощущения с голосом человека, который ухаживает за ним (вашим голосом), и начнет доверять вам. Вскоре из всего разнооб­разия окружающих звуков ребенок сможет выделять ваш голос. Услы­шав вас, малыш начнет двигать ножками, ручками, гулить или улы­баться. Поощряйте ребенка отвечать на ваш разговор с ним, гладьте его, улыбайтесь.

 2. Воспринимать разные звуки.

Как это делать?

  • Встаньте или сядьте ря­дом с кроваткой ребенка. Сбоку от малыша по­звоните в колокольчик (можно использовать ре­зиновую игрушку) и по­наблюдайте за его реакци­ей. Если ребенок услышал звук колокольчика или рези­новой игрушки, он может замереть и перестать на несколько секунд гулить, двигать ножками или по­вернет голову в сторону источника звука. Если ма­лыш повернул голову в сторону колокольчика, позвоните еще раз и по­кажите его ребенку, похвалите ребенка и улыбнитесь. В следующий раз сделайте то же самое с другой стороны и понаблюдайте, поворачивает ли ребенок голову к источнику звука.
  • Предлагайте малышу слушать разные бытовые звуки (звонок телефона, шум пылесоса и т. п.).
  • Постепенно увеличивайте расстояние между ребенком и источником звука и наблюдайте за его реакцией. Если ребенок не реагирует на звуки или слышит только громкие звуки (стук двери, упавшего предмета), со­ветуем обратиться к специалисту.

  3. Реагировать на изменение интонации. По интонации ребенок учится понимать ситуацию и адекватно на нее реагировать.

Как это делать?

  • Разговаривайте с ребенком ласковым голосом и при этом улыбайтесь. Ребенок должен ответить вам улыбкой или начнет двигать ручками и ножками, активнее гулить.
  • Затем измените интонацию, мимику и начните говорить строгим голо­сом. Понаблюдайте за реакцией ребенка. Он тоже перестанет улыбаться и может расстроиться.
  • Постарайтесь, чтобы изменение вашего голоса было связано с реальной жизненной ситуацией. Например, когда вы меняете мокрые пеленки, можно сказать более строго: «Ай-я-яй, ты весь мокрый. Сейчас будем менять пеленки».
  • Когда вы держите ребенка на руках, играете с ним, ласкаете, обнимаете и целуете его, говорите ласково и нежно. По вашему голосу ребенок на­учится понимать ваше эмоциональное состояние: радость, веселье, грусть, недовольство.
  • Понаблюдайте за тем, как реагирует ребенок на изменение интонации. Но будьте внимательны и осторожны: не напугайте ребенка слишком резким изменением вашего голоса и мимики.

malysh

4. Гулить. Когда малыш гулит, он упражняется в произнесении звуков. С рождения произнесение звуков ребенком напрямую зависит от его двигатель­ной активности.

Как это делать?

  • Поощряйте малыша активно двигать ножками и ручками, переворачи­ваться. Во время выполнения таких «упражнений» у ребенка изменяется ритм дыхания, он начинает кряхтеть, причмокивать, взвизгивать, улы­баться, смеяться. Это готовит артикуляционный аппарат малыша к про­изнесению звуков.
  • Когда малыш начинает произносить отдельные звуки ([а], [и], [э]) или звукосочетания ([гха], [гэ], [ба], [дя]), повторяйте их за малышом. Ребенок будет внимательно смотреть на ваш рот и ждать, когда вы скажете что-ни­будь. Так вы можете превратить ваш «разговор» с ребенком в веселую игру и «говорить» с ним по очереди.

5. Лепетать.

Как это делать?

  • Когда малыш начнет произносить от­дельные звукосочетания или слоги (ле­петать), поощряйте его делать это снова и. шовач
  • Посадите ребенка к себе на руки так, чтобы он видел ваше лицо. Начните про­износить слоги «ма-ма-ма, ба-ба-ба» и  понаблюдайте за ребенком. Он будет внимательно смотреть на ваш рот и через некоторое время (не сразу!), возможно, повторит эти слоги. Когда вы говорите, кладите ручку ребенка на свой рот, чтобы он почув­ствовал движения ваших губ и дыхание.
  • Похвалите малыша, когда он начнет произносить отдельные звукосоче­тания, превратите это занятие в веселую игру «разговор по очереди». Вначале произнесите слог вы, затем подождите, пока ребенок повторит его за вами, и опять произнесите тот же слог.

6. Управлять голосом.

Как это делать?

  • Поддержите попытку ребенка говорить тихо и громко. Малыш учится этому от взрослых. Говорите ребенку на ушко тихо (шепотом) и как обычно. Он начнет прислушиваться, когда вы будете говорить тихо. Ма­лыш может веселиться и смеяться, если вы будете говорить громко. Это занятие можно превратить в игру: сначала говорите тихо и показывайте это мимикой (прищурьте глаза, чуть сведите брови, приложите указа­тельный палец к губам), затем громко и улыбайтесь. Ребенок начнет повторять вслед за вами ваши действия.
  • Если, укладывая малыша спать, вы будете говорить тихо, этот ритуал бу­дет связан в сознании ребенка с тихим голосом. Прежде чем вы начнете укладывать ребенка спать, расскажите ему спокойным голосом сказку или тихонько напойте колыбельную песенку.
  • Громкий или более радостный голос свяжите с подготовкой к прогулке или с приходом папы с работы. Через некоторое время ребенок научится управлять своим голосом.

7. Устанавливать связь между жестом и словом и правильно реагиро­вать.

Как это делать?

  • Свяжите повседневные, часто повторяющиеся дела с определенными же­стами и словами. Например, когда папа или кто-нибудь другой уходит из дома, покажите ребенку, как можно попрощаться, помахав рукой и ска­зав: «Пока-пока!» В следующий раз возьмите ребенка за руку, помашите вместе с ним и скажите: «Пока-пока!» Возможно, скоро ребенок начнет махать рукой, когда будет видеть и слышать, что ему говорят: «Пока-пока!»
  • Каждый раз, когда ребенок хочет что-то получить, показывайте ему хва­тательное движение и говорите: «Дай-дай!» Затем дайте малышу то, что он просит. Этот жест и слово будут ассоциироваться у ребенка с просьбой.
  • Подобным образом показывайте ребенку рукой или пальцем запретительный жест и говори­те строгим голосом: «Нельзя!» Обя­зательно делайте при этом серьезное лицо! Ребенок научится останавли­ваться и не делать что-то запретное. Это важно для чувства безопасно­сти и сохранения жизни. Вскоре ребенок начнет вам подражать и показывать жесты «пока-пока», «дай-дай», «нельзя».

malysh

8. Выполнять просьбы.

Как это делать?

  • Начните с ребенком играть с игрушками, которые ему нравятся, напри­мер с мячом или кубиками. Положите перед ребенком мяч и скажите: «Возьми мяч». Если малыш не возьмет мячик, подайте ему и повторите: «Возьми мяч». Всегда ис­пользуйте одну и ту же фразу («Возьми мяч») — это поможет малышу быстрее запом­нить ее значение.
  • Когда малыш выполнит вашу просьбу, похвали­те его и попросите бросить мяч на пол или отдать его вам. Ребенку раннего возраста вначале легче всего понять просьбу  или требование, так как это связано с удов­летворением его потребнос­тей. В дальнейшем просите малыша положить предмет на стол или на пол, отнести его в другую комнату или принести обратно.

 9. Выражать свое желание.

Как это делать?

  • Положите перед ребенком две игрушки или два предмета, один из них должен быть значим для ребенка (например, любимое печенье). Спроси­те у малыша: «Что ты хочешь?» Подождите, пока ребенок протянет руку в сторону интересующей его игрушки или посмотрит на нее. Если ребенок не выражает желания или никак не показывает свою заинтересованность, возьмите игрушку. Привлеките внимание ребенка к игрушке, назовите ее и скажите: «Ты это хочешь?» Дайте ребенку эту игрушку, если он посмотрит на нее. Повторите еще раз с другим предме­том. Когда ребенок научится выбирать один из двух предметов, поиграй­те с тремя предметами.
  • Не следует раскладывать перед ребенком слишком много предметов. Ему будет трудно сосредоточиться и сделать выбор. Начните с двух игрушек, постепенно увеличивайте их количество.

«Как помочь ребенку»

Олеся Жукова  Валентина Балобанова

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной