Как развивать у малыша слух, ритм и координацию?

На самом деле нужно совсем немного усилий для того, чтобы вырастить талантливого или просто счастливого малыша.

Счастливый малыш

Ну что, попробуем?!

Некоторые специалисты по музыкальному развитию считают, что детей с самого начала должны окружать не игрушечные, а настоящие музыкальные инструменты. Дескать, крохе нужно качественное звучание.

Настоящие инструменты — это и в самом деле хорошо. Малыш играет с барабанными палочками, пощипывает струны гитары и детской скрипочки.

Однако не у всех малышей родственники — музыканты. И не у всех есть дома настоящие инструменты. А уж покупать их специально для новорожденного, право, лишнее.

При этом, знаю семьи, в которых есть настоящие музыкальные инструменты, но выдают их детям „по праздникам". Чтобы, не дай бог, не испортили, ведь стоят инструменты дорого. Такой подход ничего хорошего ребенку не дает.

Когда окружающая среда пробудила у крохи интерес к музыке, можно ввести в его распорядок дня систематические занятия.

Счастливый малыш

Так как же развивать у малыша слух, ритм и координацию?

Очень просто!

Вот, к примеру, несложная и увлекательная игра „узнай инструмент".

Подудите на дудочке, поиграйте на синтезаторе или пианино, потрогайте струны гитары, постучите по столу, как по барабану. Пусть малыш повторит, если захочет (какой же кроха откажется от подобного интересного занятия?!). Так, кстати, он и на дудочке играть научится — будет дудеть в свое удовольствие и слух развивать.

Пусть себе барабанит всем, что под руку подвернется, — ложками, крышками и кастрюльками. Главное, чтобы под руки подворачивались нужные предметы.

Купите для крохи самые простые инструменты — бубен и колокольчик. Можно ежедневно петь одну и ту же песенку (детки любят повторения) и в одни и те же определенные моменты звенеть колокольчиком или бряцать бубном. Малыш будет запоминать, когда использовать инструмент.

Таким образом развиваются и музыкальная память, и ритм. Затем начинаем простейшие занятия на пианино. Клавиши слева изображают, как ходит медведь (низкие звуки), справа — как щебечут птички (высокие). А те, что посередине, копируют шаги зайчонка, лисички и волка.

Пройдет совсем немного времени, и смышленый малыш будет сам показывать клавиши с высокими звуками: „Как поет птичка?" И с низкими: „Как ходит мишка косолапый?"

Счастливый малыш

Замечательно развивают ритм стихи, считалочки, попевки.

Вы не знаете какие? Да вот же: „Лады-лады ладушки".

Малыш слушает и хлопает в такт. Так он учится слышать и повторять ладошками ритмический рисунок. Или расскажите ребенку любое самое простое стихотворение, к примеру всем известную „Сороку-белобоку". Вот вам и ритмическое развитие.

Очень любят крохи рисовать под музыку.

Достаем пальчиковые краски, большой лист бумаги (художника соответствующе одеваем или же, наоборот, раздеваем), включаем музыку Моцарта и вместе выводим красочные картины.

Сначала можно просто водить пальчиком по бумаге в такт мелодии. А подрастет художник и будет рисовать то, что услышит в музыке — вот метель завывает, а вот птички поют, мажорные или минорные сюжеты.

Потом можно и размяться. Пусть малыш изобразит вместе с мамой, кто живет в мелодии. Высокие нотки звучат — мышка либо медведь, как они пищат или рычат, как ходят или бегают под музыку.

Счастливый малыш

Кстати, не стоит пугаться, что на все эти занятия нужно много времени, которого, как всегда, у мамы нет. На подобные упражнения можно выделить пять минут в день — уже будет несомненная польза. Да и специальное музыкальное образование для таких занятий родителям не потребуется.

Мнение специалиста:

— В первую очередь необходимо развивать чувство ритма. Оно есть у всех детей от природы. Еще древние люди могли постукивать, потряхивать предметы. А мелодия возникла несколько позже.

Правда, вы должны помнить: если не развивать в малыше чувство ритма, оно уходит. Так что при приеме в музыкальную школу сначала смотрим на ритмические данные. Маленькие дети связками не владеют, поэтому могут и не спеть чисто, но если повторят ритм — шансы есть.

— А какую музыку нужно включать малышу, чтобы развить у него слух?
— Классическую. Именно она благотворно влияет на организм. При этом лучше выбрать легкую, успокаивающую, романтическую музыку. Очень подходит для малышей Моцарт.

Музыкант в пеленках.

Счастливый малыш

Японец Шиничи Сузуки учит играть на скрипке двухлетних детей. Педагог-скрипач Людмила Акейникова обучает малышей с 2,5 лет.

Однако мне кажется, что развивать музыкальные способности детей можно с самого рождения. Для этого не обязательно водить новорожденных на занятия (хотя и такие уже существуют).

Достаточно, чтобы кроху окружала музыкальная развивающая среда: чтобы в доме пели, звучала музыка, чтобы малыш мог извлекать звуки (пусть даже с помощью домашней утвари — ложек и крышек от кастрюль). И это уже замечательно.

— Как научить малыша чисто петь?
— На мой взгляд, дети начинают чисто петь, интонировать не раньше пяти лет. До этого возраста они просто не владеют голосовыми связками. У маленьких детей нет связи между звуком и слухом. Однако у малышей, с которыми занимаются музыкой, постепенно появляется звуковой анализ — попал в нотку, и это закрепилось, осталось в сознании.

— Если кроха слышит мелодию и подпевает „ла-ла-ла", его музыкальные данные при этом как-то развиваются?
— Конечно. Малыш прислушивается к окружающим и к себе. Так развивается его творческое мышление. Занятия музыкой, кстати, — лучшая подготовка к школе. Они развивают у детишек усидчивость, внимание, память.

А еще в юном музыкальном даровании нужно развивать координацию. Очень способствует этому мелкая моторика. Для музыкантов необходима и раскоординация — когда одна рука делает одни движения, а другая — совсем иные.

Раскоординировать свои движения порой сложно даже взрослым людям. Простейшее упражнение для раскоординации — похлопать одной рукой по предмету, когда вторая лежит неподвижно.

 

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной