Компьютер и дети

Компьютер и дети

Сегодня во всех семьях есть компьютеры, ноутбуки, планшеты и прочие чудеса электроники – немудрено, что современные дети учатся пользоваться всеми гаджетами гораздо раньше, чем, например, кататься на велосипедах.

Средство познания мира.

Мы не ошибемся, если скажем, что каждая вторая мама, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, после всех домашних дел… садится за компьютер или ноутбук.

И дело не только в подработке на дому, а скорее в общении, чтении новостей и просмотре фильмов.

Все это маленький первооткрыватель мира впитывает как губка, да и сам он не прочь изучить возможности этой чудо-машины. И вот мама берет его к себе на колени, разрешает нажимать на кнопочки и буковки клавиатуры, а на экране монитора начинают мигать значки, перелистываться картинки – все это завораживает и привлекает.

Дальше больше: со временем родители предлагают малышу самые настоящие игры, в которых нужно водить курсором, щелкать левой клавишей мышки – в ответ на эти несложные манипуляции на монитор выскакивают разные зверушки, а картинки-раскраски оживают, все это сопровождается приятной мелодией.

Простенькие программки постепенно усложняются, и в результате происходит очевидное: к 7-8 годам первоклашка становится уверенным пользователем, знающим компьютер гораздо лучше, чем его… ну, если не родители, то бабушки и дедушки.

Компьютер и дети

И если трагедии по поводу более совершенных знаний машины избежать удастся, то нарушенного чувства собственности – вряд ли. И ребенка уже не интересует, что это, вообще-то, мамин или папин компьютер, потому что он уже прочно захватил власть над ним.

Хотя кто над кем – это еще тот вопрос…

Интернет позволяет выйти в открытый мир, и ребенок уходит с головой в это киберпространство с его возможностями, а родители переживают по поводу отдаления от семьи, воздействия электромагнитного поля на организм и психику.

С другой стороны, тот же Интернет ведет пропаганду всеобщей компьютеризации, и многие психологи уверяют родителей, что современные дети должны идти в ногу со временем, а потому с раннего детства необходимо знание умной машины.

Как быть? Вывод очевиден – все хорошо в меру. И потому задача родителей – научить пользоваться компьютером так, чтобы толк от этого занятия был очевиден и не в ущерб здоровью.

Компьютер и дети

Осваивать чудо-технику лучше тогда, когда он сам более или менее освоился в окружающем его мире, а это возраст порядка 3 лет. Таким особо интересующимся деткам забавно наблюдать за играми старших братьев и сестер и работой родителей, и им очень хочется куда-нибудь нажать, чтобы увидеть результат.

Если такой интерес очевиден, можно попробовать купить игру для самых маленьких – например, знакомство с алфавитом или счетом ( таких игрушек в разнообразных вариантах сейчас предостаточно).

После 3 лет интерес заключается в интерактивности машины, что на деле проявляется в общении на равных ребенок может ругаться, отвечать на вопросы, обижаться и даже всерьез реагировать на шутки компьютера и стандартные фразы вроде «Расскажи анекдот».

Почемучкам и младшим школьникам компьютер может стать самым настоящим другом в мире знаний: умные игры, головоломки и стратегии работают в нужном направлении и обучают не только логически мыслить, но и принимать самостоятельные решения и видеть последствия этих решений. Кроме того, игры и программы, например, обработка фотографий или создание мультиков учат ребенка мыслить нестандартно, а развитие воображения и фантазии – это приятный бонус к развлечению.

Аргументы «з໇

Обучающие программы и новые форматы 3D и 5D могут соперничать с энциклопедиями и справочниками: здесь можно не только получить ответ на вопрос, но и окунуться в реальность тропического леса и подводного мира пролететь вместе с пчелой и увидеть изнутри «жизнь» вулкана.‡

Компьютер может помочь ребенку развить память, внимание, речь. Последнее очень заметно на уровне овладения английским языком – многие программы, установленные на инглише, вводят в словарный запас новые слова и предложения из изучаемого в школе и на курсах языка.‡

Современные мальчишки, увлеченные виртуальными авто, мотогонками и полетами на компьютерных истребителях, демонстрируют отличную скорость реакции, которая на несколько порядков выше той, что показывали в свое время их предшественники.

Контроль или помощь?

Компьютер и дети

На первом этапе знакомства с компьютером помощь родителей просто необходима, но она должна быть ненавязчивой как сосредоточить внимание на задании, что именно нужно делать в игре, как лучше сделать ход – это необходимо ребенку, чтобы он не потерял интерес. Да и родители могут отследить, как ребенок ведет себя во время той или иной ситуации, как справляется с трудными заданиями, и помочь, если это необходимо.

Если же карапуз остался один на один с умной машиной и у него не получается справиться с заданием, он наверняка забросит умные и полезные игры и переключится на бессмысленные программы, жестокие стрелялки и прочие неприглядности. И потому родительский взгляд нужен не только и не столько для контроля, сколько для напоминания себе о том, что электронные программы – это не способ нейтрализации ребенка, пока родители заняты домашними делами, а развивающее пособие.

И потому самим родителям необходимо регулярно заниматься компьютерным ликбезом – читать журналы и статьи, посвященные киберпространству, осваивать незнакомые программы, которые интересуют ребенка, знать о новинках и особенностях детских компьютерных игр и выбирать те, которые соответствуют марке «развивающие».

Как выбрать хорошую игровую программу?

Компьютер и дети

Создатели компьютерных игр не зря едят свой хлеб – если программка хорошая, она позволяет ребенку идти вслед за своей фантазией, а не за идеями разработчиков. В этом плане хороши разнообразные виртуальные раскраски, программы, отвечающие за создание картинок и различных пригласительных, – их можно запросто распечатать и радоваться собственным шедеврам. Но такие игры хороши для маленьких «чайников», а вот уже более продвинутым пользователям дошкольного и младшего школьного возраста полезен такой софт, который не только дает информацию в готовом виде, но и учит решать поставленные задачи, делать выводы.

Чтобы выбрать хороший продукт, самим родителям необходимо познакомиться с ним: если игра предполагает только ответы на вопросы, где за каждый правильный ответ полагается хоть и виртуальный, но приз, ребенок обратит внимание лишь на радость от бонуса.

Другой вариант – увлечение внешними эффектами (описанием игры, видеороликами и музыкальным сопровождением) и игнорирование основного содержания. А основное в играх и программах – это понимание того, что происходит на экране, и причинно-следственных связей своих действий.

В результате увлечения такими играми наступает зависимость от полученных наград, а толк от обучения и понимания содержания сводится к нулю.

Когда контроль все же необходим?

Когда речь идет о здоровье. Как ни крути, а сидение за монитором в течение довольно длительного времени приводит к тому, что мышцы затекают, а кровообращение в шейном отделе позвоночника нарушается – это приводит к изменениям в кровоснабжении мозга.

Вторая проблема компьютера – нарушение зрения – обусловлена напряжением мышц глаза, и это напряжение существенно отличается от того, которое хрусталик глаза испытывает во время чтения, просмотра телевизора или письма. А потому, чтобы зрение сохранилось, необходимо соблюдать определенные правила. В отношении зрения показаны следующие нормы: монитор должен быть большим (чем больше, тем легче глазам) и жидкокристаллическим.

Каждые 15 минут ребенка необходимо отвлекать и вместе с ним делать гимнастику для глаз и уставшей спины и шеи.

Если ребенку показаны очки для чтения, их следует надевать во время работы за компьютером. Впрочем, специальные защитные очки также не помешают.

Обратите внимание на клавиатуру: она должна быть расположена на выдвижной панели, чтобы руки и плечи не были приподнятыми стул должен регулироваться по высоте. Следите за тем, чтобы между глазами и монитором сохранялось расстояние в 50–60 сантиметров. Так как уже через 20 минут работы за монитором у ребенка диагностируются признаки общего и зрительного утомления, установите это время как предельное и соблюдайте регламент.

Для дошкольников двадцати минут в день достаточно, чтобы поиграть и познакомиться с компьютером, деткам постарше можно разрешить провести за монитором два раза по двадцать минут с обязательным условием перерыва и зарядки.

Если же у маленького геймера обнаружена близорукость, время работы должно быть сокращено. Впрочем, сократить время игры придется и в том случае, если ребенок демонстрирует все признаки эмоциональной усталости: громко кричит, смеется или плачет, спорит или ругается с героями, залезает с ногами на кресло – все это яркие показатели усталости, хотя малыш может отрицать этот факт.

Итак, как ни крути, а компьютер – вещь нужная. И не надо переживать, что у вашего ребенка он не суперсовременный – на первых порах достаточно, чтобы процессор был быстродействующим, а пакет программ стандартным.

Для безопасности выбирайте жидкокристаллический монитор, а для разнообразия и больших возможностей оснастите компьютер микрофоном, наушниками, usb-портами и цветным принтером. Приручайте умную машину вместе с ребенком, приучайте к режиму работы и выбору правильных игр, и тогда вопрос об отучении не встанет.

М. Романова

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной