Кризис 3-х лет.

Кризис 3-х лет

Интересно, что возрастной кризис это порождение современности.

Когда человек жил ближе к природе, его психика была здоровее.

Такой вывод сделали антропологи, изучавшие жизнь современных обществ, ведущих натуральное хозяйство. То есть людей отдаленных от современной цивилизации.

Ученые увидели, что в таких условиях психика человека получала естественные испытания и награды, задуманные природой.

Кризис же  признак нехватки условий для развития психики.

Например, к трем годам малыш в древнем племени был свободен в передвижении возле жилища и, более того, участвовал в элементарном труде, например, перемалывание зерна с помощью орудий, изготовленных под размер руки ребенка.

Малыша не заставляли работать и не учили специально, а удовлетворяли потребность повторять за взрослыми.

Давали то, что он просил: такие же камушки как у мамы для перетирания зерен. Он делал столько, сколько хотел.

И чувствовал себя маленьким человеком, который может, то, что могут другие.

Кризис 3-х лет

Дело в том, что к 3-м годам появляется понимание, что ты отдельный человек среди людей, и появляется стремление действовать самостоятельно и быть в этом похожим на остальных. Поэтому дети около 3-х лет такие «повторюшки».

«Помоги мне это сделать самому!»  лозунг Монтессори педагогики подсказывает, чего хочет ребенок от взрослого.

Задача родителя или воспитателя создать условия для реализации его стремления быть самостоятельным. У ребенка должен быть свой игровой угол, стол, стул и кровать.

Это пространство его личности. Здесь он учится свободе быть собой и ответственности за то, что делает. Ему необходимы не игрушки, а материалы, с которыми он может переливать, пересыпать, вытирать, поливать, рисовать. То есть выполнять действия элементарного труда.

Причем все должно быть подготовлено так, чтобы ребенок справлялся со своей работой, а взрослому достаточно было только наблюдать. Имея возможность так играть, он становится любознательным, довольным, формируется позитивная самооценка.

Если же этого ребенок лишен, или окружающая среда недостаточно благоприятна для развития умений действовать самостоятельно, возникает бунт души – кризис.

Капризность, неудовлетворение, нервозность.

Кризис 3-х лет

И виноват в этом только взрослый.

Современный ребенок ограничен комнатой, множественными «нельзя», «ты еще маленький» и «это не игрушка». Это слова, которые ранят человечка, так как за ними слышно послание  «ты неполноценен».

Это вызывает внутренний протест, ведь хочется играть, радоваться, познавать, делать. Так душа ребенка стремится ощутить свою ценность через связь с окружающим миром людей и предметов. Но если есть препятствия реализовывать свои стремления, то от такой жизни станешь капризным и вредным.

Чтобы помочь малышу, сделайте квартиру на несколько лет максимально детским пространством. Уберите все небезопасное. Организуйте такую среду, чтобы знакомство с окружающим миром не вызывало ощущения бессилия и неполноценности.

В группах раннего развития по методу Марии Монтессори простроена целая система материалов для самостоятельной деятельности детей с 1,5 до 3 лет. Ее можно взять как пример для собственной фантазии.

Дети работают с материалами в присутствии родителя, который окажет внимание в любой необходимый ребенку момент. До 3-х лет нужно присутствие близкого взрослого, так как еще нет достаточного умения справляться и делиться эмоциями, будь то радость или страх.

Необходимо чтобы был кто-то, чтобы учиться переживать и разделять эмоции вместе. Ребенок до 3-х лет накапливает опыт, соприкасаясь с миром через органы чувств. Учится исследовать, узнает о своих возможностях.

В 3 года происходит перелом интереса от собственных действий и ощущений к игре с другими детьми. Появляется внимание и умение прислушиваться к взрослому, а значит учиться.

Ребенок открывается для общения и игры. Ему пора в детский сад. Но только, если психика получила все необходимое для развития до этого момента, и не возник кризис, тогда надо дать то, чего ему не хватило: удобные материалы для самостоятельных действий, терпеливого взрослого, безусловную любовь.

Предлагаю вам список рекомендованных предметов для домашней развивающей среды.

Это не просто предметы, за ними должны стоять вера в силу и способности вашего малыша и ваше терпение. В перечне далеко не все, что нужно, но это неплохое начало.

  1. Детская вешалка для одежды
  2. Детская полка для обуви
  3. Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок
  4. Детская ложка для обуви
  5. Корзинка с кошельками и кармашками с различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки)
  6. Зеркало и расческа
  7. Зубная щетка, стаканчик, детская зубная паста
  8. Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук
  9. Предметы для пересыпания зерна ложкой
  10. Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд
  11. Предметы для пересыпания крупы из сосуда в сосуд
  12. Губка в тазике для выжимания
  13. Предметы для открывания и закрывания крышек
  14. Предметы с застежками: с пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками
  15. Предметы для уборки стола
  16. Предметы для подметания мусора на полу
  17. Детские чашка, кружка, стакан, пиала
  18. Детские вилка, ложка, нож
  19. Нож для резанья банана
  20. Нож для чистки огурца
  21. Предметы для мытья посуды
  22. Лейка для полива комнатных растений.
рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной