Социальное развитие и самообслуживание ребенка от года до двух лет.

Ребенку нужно научиться:

malyshi

1. Играть рядом с другими детьми. В этом возра­сте дети еще не умеют играть вместе, они могут нахо­диться рядом и играть каждый со своей игрушкой или наблюдать за другими малышами.

Как это делать?

  • Когда вы находитесь на детской площадке, привлекайте внимание ре­бенка к другим детям и рассказывайте о том, что они делают и как игра­ют. Затем дайте малышу игрушку и оставьте его рядом с детьми. Пона­блюдайте за ним.
  • Время от времени приглашайте к себе своих друзей с маленькими деть­ми или ходите с ребенком в гости, чтобы он мог поиграть с другими ма­лышами. Дайте детям игрушки и поиграйте вначале вместе с ними, а затем оставьте их на некоторое время одних и посмотрите, что они будут делать. Находитесь недалеко от детей, чтобы они видели вас и смогли попросить у вас помощи, если это потребуется.

 2. Рассматривать свое отражение в зеркале.

malyshi

Как это делать?

  • Встаньте или сядьте с ребенком пе­ред большим зеркалом и обратите его внимание на отражение в зерка­ле. Возьмите расческу и начните причесывать свои волосы, а затем волосы  малыша, проговаривая свои действия.
  • Вместе с ребенком вы можете одеваться и смотреться в зерка­ло, строить рожицы, хлопать в ладоши, красить губы и многое другое, что может привлечь вни­мание малыша к отражению в зеркале. Ребенку будет интересно рассматривать отражение в зеркале, и он попытается схватить его, нач­нет похлопывать по зеркалу. Такие игры перед зеркалом помогут ребен­ку в дальнейшем осознать собственное «Я».

3. Выполнять одно-два простых требования. Малыш учится понимать ситуации, связанные с определенными словами и фразами, и выполнять просьбы.

Как это делать?

  • Этому навыку малыша можно обучать, когда он играет с игрушками, рассматривает книжку. Сядьте напротив ребенка, поиграйте с ним и за­тем попросите дать вам игрушку. Если малыш выполнил вашу просьбу, похвалите его и верните ему игрушку. Когда просите у ребенка игрушку, всегда говорите с одной и той же интонацией. Через некоторое время ребенок будет понимать, чего вы от него хотите, по интонации, а не только тогда, когда вы протянете ему руку и попросите игрушку.
  • Важно учить ребенка показывать предметы или картинки в книжке. Если малыш ошибается и показывает не ту картинку, которую вы проси­ли, покажите ее сами и назовите ее. Затем попросите ребенка показать эту же картинку.

4. Помогать убирать свои игрушки. Осваивая этот навык, малыш учится понимать, что есть определенные правила, что вещи и игрушки хранятся в определенных местах.

igrushki

Как это делать?

  • Превратите уборку игрушек в веселую игру. Возьмите разные емкости, в которые можно складывать иг рушки. Это могут быть ведерко, грузовик, коробка, пакет, сум­ка. Попросите ребенка по­мочь вам сложить игрушки в грузовик и отвезти их к шкафу или к полке, где хра­нятся его игрушки. Не забывайте подзадоривать ребенка и хвалить за то, что он собрал так много игрушек и быстро отвез их к шкафу.
  • Вначале вы можете угостить малыша конфеткой за то, что он хорошо убрал игрушки. В дальнейшем старайтесь хвалить ребенка, подчеркивая, что он хороший и уже большой, и только изредка угощайте конфеткой.

 5.  Получать удовольствие от игры «в догонялки». Эта игра поможет малышу понять значение слов «убегать», «ловить», «поймать».

Как это делать?

  • Когда ребенок учится бегать, поиграйте с ним «в догонялки». Побегайте за ребенком, весело смеясь, а затем поймайте его. Повторите эту игру несколько раз, но так, чтобы малышу было весело и интересно. Вначале ребенок научится убегать, а позднее он сможет выполнить вашу просьбу: «Убегай, убегай от меня!»
  • Малышу труднее понять, что он и сам может догонять и поймать вас. Чтобы ребенок понял это, поступите следующим образом. Отбегите на несколько шагов от ребенка, остановитесь, подождите его и весело ска­жите: «Поймай меня!» Когда малыш догонит вас, похвалите его. Затем повторите все сначала. Вскоре ребенок научится понимать слова «убе­гать», «ловить», «поймать» и по вашей просьбе будет с вами играть.

6. Оставаться на короткое время без мамы (с бабушкой, папой). Это важно как для мамы, так и для ребенка. Вы сможете заняться своими неотлож­ными делами и отдохнуть, а ребенок станет более самостоятельным.

Как это делать?

  • Если вы хотите отлучиться ненадолго и оставить ребенка с кем-либо из родственников (например, с бабушкой), подготовьте малыша к расстава­нию. Это нужно делать осторожно, потому что у ребенка может возник­нуть страх потерять маму. Пусть бабушка поговорит с малышом и начнет играть с ним. Когда ребенок заинтересуется игрушкой или игрой, выйди­те на короткое время из комнаты и сразу же вернитесь обратно. Проде­лайте это несколько раз, каждый раз увеличивая время вашего отсут­ствия. Ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности, так как мама все время возвращается и постоянно находится рядом.
  • Когда малыш будет более спокойно воспринимать ваше короткое отсут­ствие, играя с бабушкой, скажите ему, что вы уйдете в другую комнату и скоро вернетесь. Если ваш ребенок чувствует себя комфортно и в безо­пасности, он сможет дольше играть в ваше отсутствие.

 7. Помогать одевать себя. Ребенок учится понимать слова «снимать», «надевать».

malysh

Как это делать?

  • Одевая малыша, держите рубашку так, чтобы рукава находились на уровне его ручек. Попросите ребенка просунуть руку в рукав. Если он не выполнит вашу просьбу, сделайте это сами. Соберите рукав, чтобы он стал короче. Это поможет быстрее продеть руки в рукава и не вызовет у ребенка активного протеста (он не заплачет, не станет выдергивать руки из рукава и т. п.), так как рука не будет спрятана в рукаве так долго. Возьмите руку малыша и просуньте ее в рукав, затем натяните рукав. Похвалите ребенка за то, что его руки уже продеты в рукава.
  • Таким же образом можно надевать штанишки, курточку. Главное, чтобы руки и ноги малыша как можно быстрее продевались и показывались из рукавов или штанин.
  • Тренировать этот навык можно каждый день по утрам или когда собира­етесь на прогулку. Обязательно говорите ребенку, что сначала вы одене­те его, а затем пойдете на прогулку или в магазин за игрушками и т. п.

 

8. Снимать носки, шапку. Научиться снимать носки, шапку малышу гораздо легче, чем надевать их.

Как это делать?

  • Ребенку легче захватывать и снимать толстые носки, которые не очень плот­но облегают ногу. Попросите малыша стянуть носок. Помогите ему на­чать это делать. Стяните носок с пятки, подведите руку ребенка к носку, чтобы он захватил его, и вместе стяните. Вот другой способ: вместе с ребенком стяните носок с пятки, подведите его к пальцам, и далее пусть малыш снимет носок сам.
  •  Покажите   ребенку, как снимать носки и шапку с куклы, и вместе с ним по­тренируйте это умение.

9. Пить из чашки без помощи взрослого. Это умение делает ребенка бо­лее самостоятельным и независимым.

Как это делать?

  • Вначале можно использовать пластмассовую чашку с двумя ручками. Дайте ее ребенку в руки. Если малыш не подносит чашку ко рту, помо­гите ему и подведите чашку ко рту ребенка, чтобы он смог сделать пер­вый глоток. Затем отпустите свои руки и скажите малышу, чтобы он сам держал чашку. Если ребенку еще трудно держать чашку и самостоятель­но подносить ее ко рту, помогайте ему, подводя его руки с чашкой ко рту, чтобы он смог сделать глоток.
  • Постепенно старайтесь меньше помогать ребенку. Дайте ему чашку с од­ной ручкой. Если малыш не может удержать чашку одной рукой, помо­гите ребенку взять ее двумя руками.
  • Ребенок будет стараться самостоятельно пить из чашки, если он увидит, как это делают другие дети. Пригласите в гости своих знакомых или устройте праздник для детей. Приготовьте для них сок или чай. Хвалите малышей за то, что они так хорошо умеют пить из чашки.

 10. Есть с ложки (немного проливая) В процессе освоения этого навыка развивается координацию «рука—рот». Малыш учится дей­ствовать в определенной последовательности: берет ложкой еду — подносит ко рту — берет пищу с ложки и обратно в тарелку за следу­ющей порцией...

 

malysh

Как это делать?

  • Во время кормления посадите ребенка за стол на детский стульчик.   Поставьте перед ним тарелку с небольшим ко­личеством полужидкой каши, в которой лежит ложка. Когда ребенок возьмет ложку, об­хватите его руку и подведите ложку ко рту, а затем обратно к тарелке. Через неко­торое время отпустите руку малыша и по­звольте ему самому взять кашу ложкой и поднести ее ко рту. Если ребе­нок не делает этого,  помогите  ему,  а  затем  предложите есть самостоятельно.
  • Постепенно старайтесь меньше помогать ребенку. Позвольте ребенку са­мому брать пищу ложкой, а вы только помогайте подводить руку с лож­кой ко рту. В дальнейшем пусть малыш сам подносит ложку ко рту, даже если будет пачкать стол и одежду.

 11. Снимать расстегнутую куртку, рубашку. Естественные ситуации, в которых можно обучать этому навыку, возникают ежедневно.

Как это делать?

  • Вернувшись с прогулки, расстегните куртку ребенка и попросите его снять ее. Если малыш не может это сделать или не понимает вашу просьбу, помогите ему. Выньте ручку ребенка из рукава, а другую ручку пусть он вынет сам и снимет куртку. Помогайте малышу до тех пор, пока он не научится действовать в правильной последовательности: стянуть один рукав, затем другой и снять куртку.
  • Укладывая ребенка спать, учите его снимать одежду.

Используемая литература:

Жукова О.С., Балобанова В.П.

Как помочь ребенку. От рождения до трех лет. – Спб.: Издательский Дом «Нева»,

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной