Социальное развитие и самообслуживание ребенка с проблемами в развитии.

rebenok

Малышу в возрасте от двух до трех лет нужно научиться:

1. Делиться с другими по просьбе.

Это упраж­нение подготавливает ребенка к совместной игре, в которой дети старше трех лет должны уметь делиться игрушками со сверстниками.

Как это делать?

  • Возьмите две игрушки. Протяните одну игрушку ребенку и скажите: «Я хочу с тобой поделиться. Давай будем играть вместе». Затем отдайте игрушки ребенку и попросите: «Дай мне одну игрушку. Мы будем играть с тобой вместе».
  • Учите малыша делиться печеньем, дольками фруктов, кусочком булочки. Хвалите малыша, если он сам захотел поделиться с вами.

 2. Слушаться взрослых.

Выполнение требований взрослых — это одно из необходимых условий успешного воспитания и обучения ребенка с пробле­мами.

Как это делать?

  • Появление в семье ребенка с проблемами в развитии становится тяже­лым эмоциональным испытанием для его родителей. Довольно часто ро­дители, жалея своего малыша, начинают чрезмерно баловать его, разре­шая ему делать то, чего не позволили бы обычному ребенку. Иногда это приводит к тому, что малыш не слушается взрослых и начинает негатив­но реагировать на запреты. Постарайтесь с самого начала научиться ра­зумно относиться к поступкам своего ребенка. Если малыш не слушается вас или делает то, чего делать нельзя, вы должны показать, что вам не нравится его поведение.
  • Как можно раньше научите ребенка понимать значение слов «нельзя» и «надо». Будьте последовательны в своих поступках, не разрешайте сегод­ня делать ребенку то, что вы запрещали ему вчера. Научите малыша понимать, что есть действия, которые вы всегда будете запрещать и за которые можно даже наказать. Особенно это касается тех действий, ко­торые могут нанести вред здоровью самого ребенка или его близких.
  • Как можно раньше научите малыша соблюдать режим (время приема пищи, укладывания спать). Постарайтесь, чтобы эти режимные моменты проходили в одно и то же время. Заранее сообщайте малышу о том, что он сейчас будет делать: «Сейчас мы с тобой будем обедать. Пойдем вы­моем руки и сядем за стол». Хвалите малыша, если он вас слушается.rozetka

3. Избегать источников опасности.

Для ребенка важно как можно рань­ше научиться распознавать источники опасности и избегать их дома и вне его. Ребенок должен обязательно научиться реагировать на запрет и слова «Нельзя, это опасно». Вот некоторые источники опасности, к которым малыш не должен приближаться:

    • горячие предметы (утюг, плита, горячая вода, электронагревательные приборы);

    • открытый огонь (горящий камин, костер на улице, горелки газовой плиты);

    • острые предметы (ножницы, ножи, иголки);

    • розетки и источники питания;

    • движущийся транспорт;

    • открытые окна в многоэтажных домах;

    • медикаменты и препараты бытовой химии.

Как это делать?

  • Никогда специально не демонстрируйте ребенку источники опасности.
  • Попытайтесь свести к минимуму возможные источники опасности дома. Например, используйте специальные заглушки на розетки, не оставляйте медикаменты в доступном для ребенка месте и т. д.
  • Объясняйте малышу возможность опасности в конкретной создавшейся ситуации. Категорически строгим тоном произнесите «Этого делать нельзя, это опасно. Не трогай утюг, ты можешь обжечь пальцы». Не кричите на ребенка и не пугайте его. Объясните малышу, почему этого делать нельзя, и отвлеките его интересной игрой.

4. Помогать в домашних делах.

Формируйте у ребенка желание быть по­хожим на взрослых, поощряйте его стремление помогать вам в несложной до­машней работе.

 Как это делать?

  • С самого начала воспитывайте в ребенке стремление быть как можно са­мостоятельнее и желание быть полезным для окружающих. Ребенок будет быстрее учиться чему-то на вашем примере. Привлекайте малыша к любым доступным для него видам деятельности.
  • Попросите малыша помочь вам убрать комнату. Начните с игру­шек самого малыша. Храните игрушки в кра­сивом пластиковом ящике или в картонной коробке, обклеенной яркой бумагой.
  • Дайте малышу мягкую тряпочку, которой он будет вытирать пыль, так же как это де­лаете вы.
  • Купите малышу игрушечный совок и щетку для подметания. Попросите его помочь вам, когда вы подметаете пол в квартире. Конеч­но, вам придется поправлять то, что делает ваш ребенок, зато малыш будет стремить­ся сделать что-нибудь самостоятельно. Обязательно хвалите малыша даже за незначительную помощь.

 5. Есть с ложки.

Обучая малыша этому навыку, воспитывайте в нем эстетическое отношение к еде. Купите малышу удобную для захвата ложку, красивую тарелку.

Как это делать?

  • Приготовьте любимое блюдо вашего малыша, лучше густую кашицеоб­разную пищу. Положите ложку на тарелку и сядьте справа от ребенка. Объясните малышу, что вы будете вместе обедать. Многие родители вол­нуются, когда малыш ест неопрятно и проливает на себя содержимое тарелки. Постарайтесь сохранять ровное настроение за обеденным сто­лом, не сердитесь на ребенка, если он ест медленно и неаккуратно. У вас может возникнуть желание покормить ребенка, потому что у вас полу­чится быстрее. Постарайтесь удержаться: малышу нужно тренироваться, чтобы научиться есть самостоятельно. Помните, что нужно когда-то с чего-то начинать.
  • Учите ребенка показывать вам, что он наелся. Будьте внимательны, ког­да ребенок хочет вам сказать или показать, что он сыт.
  • Обеденное время — хорошая возможность познакомить ребенка со зна­чением новых слов. Объясните малышу значения слов: «горячий — хо­лодный», «много — мало», «вкусный — невкусный», «сладкий — соленый — кислый».

 6. Есть с вилки.

Упражнение направлено на то, чтобы помочь ребенку освоить более тонкие моторные навыки, чем во время еды ложкой.

 Как это делать?

  • Положите на тарелку большие кусочки варе­ных овощей, мяса или другой еды, которую удобно накалывать на вилку. Рядом с тарел­кой положите вилку. Расскажите малышу о том, что он сейчас будет есть, описывая еду словами, которые характеризуют вкус и температуру блюда (горячая, теплая, холодная, сладкая, соленая и т. п.).
  • Обхватите руку ребенка своей рукой, помогите ему наколоть один кусочек, поднести вилку ко рту и съесть его. Объясните малышу, что снимать ку­сочек с вилки нужно аккуратно, чтобы не пораниться. Побудите его попробовать есть самостоятельно. Хвали­те ребенка, если во время еды он не роняет кусочки.

7. Пить через соломинку.

Это упражнение полезно для детей в период ак­тивного овладения речью. Всасывая жидкость через соломинку, ребенок учится управлять органами ротовой полости — вытягивать губы трубочкой, ощущать движения языка. Научившись пить через соломинку, ребенок сможет пить соки и молоко из пакетика, например, во время прогулки на улице.

Как это делать?

  • Лучше использовать прозрачную соломинку толщиной 7—10 миллимет­ров и длиной 30 сантиметров. Наполните прозрачный стакан соком, компотом или любым другим напитком, который нравится вашему ма­лышу. Обратите его внимание на то, что жидкость из стакана попадает в соломинку. Покажите ребенку, как нужно делать сосательное движение. По мере овладения умением уменьшайте диаметр соломинки.

8. Самостоятельно мыть и вытирать руки.

Упражнение учит ребенка действовать в определенной последовательности, развивает координацию дви­жений рук.

Как это делать?

  • Для того чтобы ребенок мог мыть руки самостоятельно, поставьте рядом с умывальником маленькую табуретку. Встаньте позади ребенка и, на­правляя движения его рук, откройте сначала кран с холодной водой и четко скажите: «Вода холодная, давай сделаем ее потеплее». Помогите ребенку открыть кран с горячей водой. Научите малыша делать воду нужной температуры. Уме­ние делать все это самостоятельно — огромный шаг вперед для малыша. Возьмите мыло и покажите, как намыли­вать и тереть руки. Попросите его по вторить ваши движения. Затем про­демонстрируйте     малышу, как нужно смыть пену с рук и последо вательно закрыть краны — снача­ла с горячей, затем с холодной водой.
  • После того как малыш вымоет руки, покажите, как их вытереть по­лотенцем. Покажите малышу последо­вательность действий — ведущая рука (чаще правая) вытирает неведущую (чаще левую) руку. При этом сначала вытираются ладони в положении пе­ред собой, ладошками вверх, а затем кисти — движениями к себе и от себя. Хвалите малыша за его старательность и упорство.
malysh

 9. Снимать штаны и садиться на горшок.

Ма­лыш должен научиться контролировать свой туалет и при позывах к мочеиспусканию садиться на горшок.

Как это делать?

  • Покажите ребенку, как снимать штаны с резин­кой на поясе. Подведите большие пальцы под внутреннюю сторону пояса и стяните штаны движением вниз — до колен.
  • Начинайте учить малыша садиться на горшок в полтора-три года. В этом возрасте он уже может сидеть на горшке, сохраняя равнове­сие. Не приучайте ребенка к сидению на горшке насильно. В этом случае вы мо­жете потерпеть неудачу. Просто спросите малыша: «Ты хочешь на горшок?» и в слу­чае утвердительного ответа, помогите ему это сделать.

Используемая литература:

Жукова О.С., Балобанова В.П.

Как помочь ребенку. От рождения до трех лет. – Спб.: Издательский Дом «Нева»,

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной