Учимся читать.

Учимся читать

Читать ужасно интересно:

Вы можете сидеть, лежать

И – не сходя при этом с места –

Глазами книгу пробежать!

Да-да! Читать – ходить глазами:

За ручку с мамой, после – сами.

Ходить – ведь это же пустяк,

Не бойтесь сделать первый шаг!

(Андрей Усачев.)

При выборе книги для ребенка первое, на что нужно обратить внимание, – подходит ли она ему по возрастным особенностям?

В разном возрасте у ребенка свои предпочтения. То, что было ему интересно полгода назад, может быть, совсем  не заинтересует сегодня.

Тогда и стоит предложить что-то новое.

От рождения до 6 месяцев

Чем раньше появится книга в жизни ребенка, тем лучше. Пусть кто-то и считает, что незачем новорожденному малышу читать. Мы же так не думаем?

Начинать лучше с детских стихов и песенок. Младенцам нравится стихотворный и музыкальный ритм.

Если вам кажется, что новорожденному рано читать книжки, потому что он не понимает смысл, тогда читайте то, что нравится вам.

Ребенку приятно слушать голос мамы (да и папы тоже!), он начинает улавливать интонации – ему все это очень интересно!

Ребенок стал интересоваться игрушкам?

Первая задача родителей – сделать так, чтобы он видел книги и воспринимал их, как свое: своя бутылка, своя погремушка, своя книжка.

Для этого можно купить книжки-малышки из толстого прессованного картона с закругленными краями. Они небольшого размера, и их легко держать малышу в руках. Содержание их простое.

Как правило, это первые слова-звуки: «мяу», «гав», «му» и прочие (серия про животных).

Развивающая задача этих книжек четкая и понятная: малыш должен научиться находить соответствие между реальным предметом, словом и картинкой.

Можно не бояться, что ребенок будет с ней играть. Конечно, будет!

А возможно – пробовать на вкус. На этом этапе важно привыкание. Зато он будет рассматривать картинки, цвета и  узнавать первые слова.

Учимся читать

От шести месяцев до 1 года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками. Ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Хорошо, если у него уже есть среди игрушек книги. Если нет, то самое подходящее время их дать.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим, например, в виде небольших четверостиший.

Сейчас такое разнообразие, что можно найти для малыша книгу, которая ему точно понравится.

Сейчас вы уже можете определить, кто он у вас: аудиал или визуал?

Что ему больше нравится: смотреть или слушать?

Пользуйтесь этим знанием. Есть книги с музыкальным оформлением, есть очень красивые красочные. Нужно выбирать для ребенка книги с иллюстрациями, выдержанными в спокойной цветовой гамме. Без золотых блесток на обложке!

Обратите внимание на образы, используемые в книге: кошка должна быть кошкой, цыпленок – цыпленком. Ведь ребенок только учится сопоставлять книжные образы и реальные, а салатовая кошка на роликах может затруднить восприятие.

Хорошо иметь в первой библиотеке книгу со вставками (из ткани и других материалов), чтобы ребенок мог потрогать их, ощутить пальчиками фактуру.

Также хороши книжки-малышки с пуговками, шнурками и прочими штуками, заниматься с которыми нравится ребенку.

Многие мамы шьют книжки сами.

Некоторые уже начинают знакомиться с простыми сказками. Это хорошо.

Но мы рассмотрим их в следующем разделе.

Учимся читать

1-1,5 года

Читаем народные потешки, ладушки, стихи Агнии Барто для малышей. От потешек переходим к сказкам с повторами. «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» – все эти сказки можно рассказывать малышу, начиная с 8 месяцев-года, показывая ему картинки и проговаривая каждое действие.

Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и они понятны, несмотря на небольшой словарный запас ребенка.

Они  созданы на основе однотипных действий, поэтому легко запоминаются. Обычно ребенок выбирает одну сказку и просит ее читать постоянно, именно ее.

Читайте!

Начинается развитие памяти, и маленький читатель в восторге от того, что он может знать, какой поворот ждет в сюжете на следующей странице.

Изучив досконально одну сказку, ребенок вскоре переключается на другую. Познакомьте ребенка с книгами замечательного автора и иллюстратора В. Сутеева.

В этот период детям очень нравятся короткие стихотворения. Если ребенок начал разговаривать, то он пытается заучивать их наизусть.

Можно использоваться стихотворения  проверенных авторов: С. Маршака, Б. Заходера, С. Михалкова.

Покупая книги, внимательно прочитывайте содержание.

К сожалению, многие детские книги, представленные в продаже, читать категорически нельзя. В стихотворениях нет ни рифмы, ни ритма,  ни смысла.

Покупайте лишь то, что нравится вам самим.

От 1,5 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются новые слова. Ему приходится их систематизировать, сопоставлять с конкретными объектами и запоминать.

В этом возрасте также важно, чтобы изображение соответствовало тексту.

Детям нравятся книги со знакомыми предметами обихода.

В этом возрасте ребенку может понравиться «Федорино горе» К. Чуковского. Он с упоением будет повторять и находить на иллюстрации знакомые вещи.

И, далее, продолжаем знакомство с произведениями самого известного детского автора: «Мойдодыр», «Тараканище», «Мухацокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть.

Стихотворения о домашних животных – еще одно предпочтение данной возрастной группы. Здесь, конечно же, сразу вспоминается «Кошкин дом».

У моего любимого автора Б. Заходера есть книга, которая  называется «Собачечки». Дети в восторге!

Плюс добавляем развивающие книжки, при помощи которых ребенок изучает буквы, цифры, цвета, новые слова.

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной