Волшебные карточки Глена Домана

В средине шестидесятых годов прошлого века американский врач и педагог провозгласил, что свершилась бескровная и мягкая революция в педагогике.

kartochki

Ну а вождем этой революции был конечно же он сам, Глен Доман, человек, имя которого сегодня слышал любой заботливый родитель, интересующийся проблемами раннего развития.

Согласно Доману, мозг новорожденного ребенка запрограммирован на обучение. Но растет и развивается он лишь тогда, когда интенсивно работает. Если не заниматься с малышом, начнется процесс разрушения невостребованных мозговых клеток, нейронов.

Обучение эффективно, пока продолжается рост мозга, то есть до 7-8 лет.

Получается, что годовалого малыша обучить проще, чем шестилетнего, а шестимесячного — легче, чем годовалого. Отсюда, вывод: начинать обучение необходимо сразу после рождения, иначе драгоценное время будет упущено!

Но чему и как можно обучать крошечного, беспомощного младенца? Оказывается, беспомощным ребенка делает наша кроватно-пеленочная цивилизация, в то время как природа снабдила дитя целым арсеналом средств, помогающих активно познавать мир, — рефлексов.

В ответ на раздражение нервных рецепторов кожи возникают двигательные реакции. Это возбуждение передается в кору головного мозга. Чем больше импульсов поступает в мозг, тем активнее идет формирование мозговых клеток, нейронов, и связей между ними. Чем больше таких связей, тем лучше развивается интеллект.

И родители могут стимулировать врожденные рефлексы, малыш способен ползать с первого часа своей жизни. Достаточно положить его на твердую поверхность на живот, подставить опору под ножки, и младенец поползет. Важное условие: малыш должен быть голеньким или в одежке, которая оставляет открытыми ручки до локтя и ножки до колен: рефлекс срабатывает, лишь когда рефлекторные зоны контактируют с любой твердой поверхностью.

Чем раньше кроха начинает ползать и чем больше времени он проводит за этим занятием, тем быстрее идет формирование мозга и тем выше будет и его двигательный интеллект. Следующий элемент программы двигательного развития называется мудрено: развитие мануальных навыков и брахиация.

На самом деле речь идет о закреплении у малыша другого врожденного рефлекса — хватательного. Если дать новорожденному палец, он уцепится за него так крепко, что сможет провисеть несколько минут в воздухе.

Попробуйте с рождения учить кроху подтягиваться, держась за пальцы взрослого, а потом — за деревянный штырь. Сначала тренировка будет продолжаться пару секунд, но постепенно она будет все удлиняться, а к году можно начинать заниматься на горизонтальной лесенке-рукоходе.

Собственно, и висы на руках, и упражнения третьей группы — „программы развития равновесия" — входят в известный комплекс динамической гимнастики для младенцев. Но не будем забывать, что Доман начал разрабатывать свою программу в конце 50-х, когда никому и в голову не приходило держать младенцев голенькими и разрешать свободно перемещаться по полу.

Есть 3 кита

kartochki

Помимо физического развития вы можете преподносить своему малышу шикарный букет знаний, состоящий из чтения, математики и энциклопедических сведений. Все они базируются на одной специфической черте детской психики.

У малышей более активно правое полушарие, отвечающее за целостное восприятие.

Кроха схватывает и запоминает все, что видит и слышит, не анализируя и не систематизируя. При этом детский мозг обладает безграничными возможностями и способен запомнить и освоить столько информации, сколько вы ему предоставите.

Важнейший элемент программы развития — чтение, и начинать учить ребенка читать автор советует с рождения. Ведь слыша вокруг себя речь взрослых, любой здоровый малыш к году-двум начинает говорить, значит, он с той же легкостью мог бы усваивать в младенчестве и письменную речь.

Но подобно тому, как ребенок учится говорить, не имея никакого представления о структуре языка, и читать его надо учить не буквами, а сразу целыми словами.

На карточках размером 10x50 см вы пишете крупными красными буквами слова. Затем показываете эти карточки своему малышу сериями по 5 штук, демонстрируя каждое слово не более секунды. Одно занятие не должно занимать больше трех минут. В день таких „уроков" — не меньше пяти. Через пару дней старые слова заменяете новыми, чтобы занятие не прискучило. Ведь ребенку достаточно взглянуть на слово всего несколько раз, чтобы запомнить его навсегда.

Постепенно вводите серии слов, обозначающие части тела, предметы домашнего обихода, названия продуктов, животных, предметов одежды и обуви. Когда малыш освоит слова из нескольких групп, переходите к словосочетаниям, а затем и к предложениям.

kartochki

Наш комментарий.

Многие мамы, писавшие карточки и занимавшиеся с малышом, полагают, что для обучения чтению русских детей методика Домана не так уж хороша, ведь в русском языке, в отличие от английского, изменяются окончания слов, и, чтобы ребенок смог читать, пришлось бы писать каждое слово во всех возможных формах.

Поэтому, если вам нравятся карточки Домана, со временем воспользуйтесь элементами другой методики, опирающейся на обучение чтению по буквам или слогам (например, методика Зайцева).

Посчитаем?

Не менее важно учить ребенка считать. Причем малыш при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками, как это делает большинство современных взрослых людей (когда нам говорят, к примеру, двадцать четыре, представляем себе число 24, записанное цифрами, а не реальное количество).

Итак, вам нужно показывать малышу карточки, на которых хаотично нарисованы красные точки, от одной до ста. Карточки надо показывать сериями по 5 штук три раза в день, обновляя комплект.

Дети скоро начинают мгновенно узнавать, сколько кружков изображено на карточке, а затем и выполнять в уме арифметические действия с большими числами и даже решать задачи с помощью все тех же карточек с точками.

kartochki

И лишь когда малыш начнет абсолютно свободно ориентироваться в счете в пределах 100, можно познакомить его с цифрами и числами.

Наш комментарий.

Методика эта могла бы быть очень эффективной, если бы не оказалась столь трудоемкой. И все же стоит прислушаться к этому актуальному совету: не знакомьте ребенка со знаками (цифрами) до тех пор, пока он не поймет, что они означают (количество).

Больше фактов!

Самый сложный аспект системы Домана — энциклопедические знания.

Сравнивая мозг ребенка с компьютером, автор предлагает предоставить малышу как можно больше фактов об окружающем его мире, так называемых „битов знаний".

Пользуясь своей собственной базой знаний, ребенок учится сопоставлять факты и самостоятельно делать выводы о взаимосвязи между ними.

Занятия строятся по тому же принципу: на картонных карточках размером 28x28 см вы рисуете или приклеиваете изображения растений, животных, географических объектов, частей тела, портреты выдающихся деятелей и т.д.

Карточки объединены в серии по областям знаний. На оборотной стороне каждой пишется 10 коротких и интересных фактов об объекте, от очень простых до довольно сложных.

Карточки объединены в тематические серии по 10 штук. Как и карточки со словами и точками, эти лучше показывать малышу сериями, сообщая при этом один из десяти фактов, написанных на обороте.

Так постепенно кроха узнает все больше фактов и начинает самостоятельно обобщать их и делать выводы.

Наш комментарий.

Мы можем сообщить малышу сколько угодно интересных сведений, но это вряд ли сделает его умнее или образованнее.

Мало знать те или иные факты. Надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими пользоваться. А для этого важны опыт и интеллектуальная зрелость.

Все-таки, наверное, было бы полезнее просто знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается в сказках, песнях, играх, отложив до поры до времени знакомство с гигантским палочником и горой Килиманджаро.

Доман советует показывать карточки очень быстро, по одной-две секунды каждую: мозг крохи работает не совсем так, как у взрослого, малыш будто „фотографирует" картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию.

Очевидно, для детей первого года жизни это справедливо. Но полутора-двухгодовалый малыш сам даст вам понять, если методика его уже не устраивает: начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы.

И это замечательно, значит, ваш кроха по-настоящему заинтересовался тем, о чем вы ему рассказываете, и хочет подробно разобраться в предмете.

А значит, пора искать другие варианты занятий.

Конечно, как и любая методика, система Домана подходит не всем детям и уж тем более не всем родителям. И все же вам есть что позаимствовать.

В первую очередь искреннее восхищение автора безграничными способностями ребенка и то огромное уважение, с которым он говорит о своих маленьких ученика.

Ася Штейн, журнал "Мой малыш" 03.2006

рассказать друзьям и получить подарок

Также на эту тему вы можете почитать

Понравилась статья? Расскажите друзьям!
общайтесь со мной